Отправлено: 15.02.09 22:36. Заголовок: Левин И.С., Косарева Е.А. Разработка компьютерного сопровождения к лабораторному практикуму...
Тема: Разработка компьютерного сопровождения к лабораторному практикуму «Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса» Левин И.С., Косарева Е.А., к.т.н., доцент кафедры общей физики и физики нефтегазового производства Самарский государственный технический университет
Курс физики в техническом университете играет фундаментальную роль, он является системообразующей дисциплиной в структуре будущей подготовки будущих специалистов [1]. Изложение курса физики должно опираться на эксперимент, лабораторный практикум. Именно физический эксперимент позволяет сформировать у учащегося конкретные образы, адекватно отражающие в их сознании реально существующие физические явления, процессы и законы, их объединяющие. Кроме этого, при выполнении лабораторных работ студенты знакомятся с устройством и принципом действия физических приборов и экспериментальных установок, учатся правильно производить измерения и проводить их статистическую обработку, анализируют полученные результаты [2]. Однако зачастую реализовать полностью весь потенциал лабораторного практикума становится затруднительно в связи с состоянием материальной базы учебного заведения. Кроме этого, в процессе изучения курса физики студенты изучают физические явления и факты, реализовать которые в учебной лаборатории представляется невозможным по ряду причин. Отчасти здесь может помочь использование виртуальных лабораторных работ. В настоящее время существует много компьютерных лабораторных работ по всем разделам курса физики. Однако использование таких разработок зачастую сопряжено с определенными трудностями как технического, так и методического характера. В СамГТУ на кафедре ОФ и ФНГП проводятся работы по компьютеризации действующих лабораторных работ и созданию новых виртуальных лабораторных практикумов. При этом ставится задача рационального сочетания реального и виртуального физического эксперимента. Поскольку задачей высшего образования является не только дать знания студентам, но вызвать потребность к самообразованию и пробудить у них интерес к научно-исследовательской деятельности, то к данной работе привлекаются наиболее одаренные студенты, начиная с первого их года обучения в вузе. Выбор тематики работы проводится в соответствии с учебным планом и с учетом личного интереса студента. Программный продукт, о котором пойдет речь в дальнейшем, позволяет проводить расчеты как по экспериментальным данным, полученным в ходе выполнения реальной лабораторной работы, так и проводить саму лабораторную работу «Определение вязкости жидкости методом Стокса» виртуально, что может быть полезно в случае дистанционного обучения. При запуске программы появляется окно регистрации, в поля которой необходимо ввести свои данные: фамилию, имя, курс, группу, факультет. После успешной регистрации открывается основное окно программы. В этом окне слева располагается область «Начальные условия», в поля которой необходимо вести исходные данные. После нажатия кнопки «Рассчитать» в полях «Ответы», расположенных в правой части основного окна программы, появляются искомые величины. Для изменения начальных условий необходимо нажать кнопку «Очистить формы». Одновременно с появлением результатов расчета появляется кнопка «Построить график». При нажатии на неё появиться новое окно - «График функции». В нем в полях «t» задают значение промежутка времени, и при последующем нажатии кнопки «Построить график», программа построит график зависимости скорости движения шарика от времени. Затем можно вернуться в основное окно (кнопка «Вернуться»). Автором программы предусмотрена также возможность получения необходимой информации как о самой программе, так и о лабораторной работе, включая краткую теорию по изучаемому физическому явлению, вывод формул, используемых в программе для расчета кнопка «Справка»). К достоинствам данной программы следует отнести то, что она не требует предварительной установки, не требовательна к системным ресурсам, имеет удобный пользовательский интерфейс с удобным расположением кнопок и полей ввода, которые имеют достаточно большие размеры и понятные названия, обозначающие их функции. В случае затруднений при наведении указателя мыши на соответствующее поле появляется всплывающая подсказка. К минусам программы можно отнести неказистый внешний вид, справку в устаревшем формате. Подытоживая все сказанное, отметим, что существует настоятельная необходимость во внедрении в образовательный процесс компьютерных лабораторных работ. Хотя они и не могут полностью заменить реальный физический практикум, виртуальные лабораторные работы являются прекрасным дополнением к нему. Привлечение к разработке программного обеспечения студентов повышает их уровень знаний в данной области физики, способствует приобретению ими новых навыков в программировании, что пригодится в их будущей профессиональной деятельности. Литература: 1. Данилюк И.А. Непрерывное физическое образование: методический и технологический аспекты: Монография / Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2006. 108 с. 2. Рогов П.А., Борисов Н.А. Виртуальные лабораторные работы в системе дистанционного E-LEARNING SUITE// Применение новых технологий в образовании: Тр. XVIII Международной конференции, ч.1. – Троицк, 2007, с.290 - 291. 3. Клещева Н. А., Шилова Е. С., Имитационное моделирование в системе лабораторных работ по физике в техническом вузе. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. http://www.jurnal.org/ articles/ 2008 / art.php?art = ped32.htm
Сообщение: 29
Зарегистрирован: 05.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 08.03.10 18:39. Заголовок: :sm36: Нельзя не с..
Нельзя не согласиться с мнением авторов статьи о современном состоянии материальной базы вузов (лабораторных стендов и установок для проведения физического эксперимента). В этих условиях, безусловно, создание и разработка виртуальных лабораторных работ – это выход из создавшегося положения, некий компромисс. Виртуальные лабораторные работы необходимы, прежде всего, для дистанционного обучения.
Однако представленный авторами программный продукт, на мой взгляд, не является виртуальной лабораторной работой, а представляет собой лишь расчетную программу, что правильно отражено в названии самой статьи.
Все даты в формате GMT
7 час. Хитов сегодня: 10
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет