АвторСообщение
администратор


Сообщение: 271
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:36. Заголовок: Левин И.С., Косарева Е.А. Разработка компьютерного сопровождения к лабораторному практикуму...


    Тема: Разработка компьютерного сопровождения к лабораторному практикуму «Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса»
    Левин И.С., Косарева Е.А., к.т.н., доцент кафедры общей физики и физики нефтегазового производства
    Самарский государственный технический университет

    Курс физики в техническом университете играет фундаментальную роль, он является системообразующей дисциплиной в структуре будущей подготовки будущих специалистов [1]. Изложение курса физики должно опираться на эксперимент, лабораторный практикум. Именно физический эксперимент позволяет сформировать у учащегося конкретные образы, адекватно отражающие в их сознании реально существующие физические явления, процессы и законы, их объединяющие. Кроме этого, при выполнении лабораторных работ студенты знакомятся с устройством и принципом действия физических приборов и экспериментальных установок, учатся правильно производить измерения и проводить их статистическую обработку, анализируют полученные результаты [2].
    Однако зачастую реализовать полностью весь потенциал лабораторного практикума становится затруднительно в связи с состоянием материальной базы учебного заведения. Кроме этого, в процессе изучения курса физики студенты изучают физические явления и факты, реализовать которые в учебной лаборатории представляется невозможным по ряду причин.
    Отчасти здесь может помочь использование виртуальных лабораторных работ. В настоящее время существует много компьютерных лабораторных работ по всем разделам курса физики. Однако использование таких разработок зачастую сопряжено с определенными трудностями как технического, так и методического характера.
    В СамГТУ на кафедре ОФ и ФНГП проводятся работы по компьютеризации действующих лабораторных работ и созданию новых виртуальных лабораторных практикумов. При этом ставится задача рационального сочетания реального и виртуального физического эксперимента. Поскольку задачей высшего образования является не только дать знания студентам, но вызвать потребность к самообразованию и пробудить у них интерес к научно-исследовательской деятельности, то к данной работе привлекаются наиболее одаренные студенты, начиная с первого их года обучения в вузе. Выбор тематики работы проводится в соответствии с учебным планом и с учетом личного интереса студента.
    Программный продукт, о котором пойдет речь в дальнейшем, позволяет проводить расчеты как по экспериментальным данным, полученным в ходе выполнения реальной лабораторной работы, так и проводить саму лабораторную работу «Определение вязкости жидкости методом Стокса» виртуально, что может быть полезно в случае дистанционного обучения.
    При запуске программы появляется окно регистрации, в поля которой необходимо ввести свои данные: фамилию, имя, курс, группу, факультет. После успешной регистрации открывается основное окно программы. В этом окне слева располагается область «Начальные условия», в поля которой необходимо вести исходные данные. После нажатия кнопки «Рассчитать» в полях «Ответы», расположенных в правой части основного окна программы, появляются искомые величины. Для изменения начальных условий необходимо нажать кнопку «Очистить формы». Одновременно с появлением результатов расчета появляется кнопка «Построить график». При нажатии на неё появиться новое окно - «График функции». В нем в полях «t» задают значение промежутка времени, и при последующем нажатии кнопки «Построить график», программа построит график зависимости скорости движения шарика от времени. Затем можно вернуться в основное окно (кнопка «Вернуться»).
    Автором программы предусмотрена также возможность получения необходимой информации как о самой программе, так и о лабораторной работе, включая краткую теорию по изучаемому физическому явлению, вывод формул, используемых в программе для расчета кнопка «Справка»).
    К достоинствам данной программы следует отнести то, что она не требует предварительной установки, не требовательна к системным ресурсам, имеет удобный пользовательский интерфейс с удобным расположением кнопок и полей ввода, которые имеют достаточно большие размеры и понятные названия, обозначающие их функции. В случае затруднений при наведении указателя мыши на соответствующее поле появляется всплывающая подсказка. К минусам программы можно отнести неказистый внешний вид, справку в устаревшем формате.
    Подытоживая все сказанное, отметим, что существует настоятельная необходимость во внедрении в образовательный процесс компьютерных лабораторных работ. Хотя они и не могут полностью заменить реальный физический практикум, виртуальные лабораторные работы являются прекрасным дополнением к нему. Привлечение к разработке программного обеспечения студентов повышает их уровень знаний в данной области физики, способствует приобретению ими новых навыков в программировании, что пригодится в их будущей профессиональной деятельности.
    Литература:
    1. Данилюк И.А. Непрерывное физическое образование: методический и технологический аспекты: Монография / Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 2006. 108 с.
    2. Рогов П.А., Борисов Н.А. Виртуальные лабораторные работы в системе дистанционного E-LEARNING SUITE// Применение новых технологий в образовании: Тр. XVIII Международной конференции, ч.1. – Троицк, 2007, с.290 - 291.
    3. Клещева Н. А., Шилова Е. С., Имитационное моделирование в системе лабораторных работ по физике в техническом вузе. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. http://www.jurnal.org/ articles/ 2008 / art.php?art = ped32.htm


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 29
Зарегистрирован: 05.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.10 18:39. Заголовок: :sm36: Нельзя не с..


Нельзя не согласиться с мнением авторов статьи о современном состоянии материальной базы вузов (лабораторных стендов и установок для проведения физического эксперимента). В этих условиях, безусловно, создание и разработка виртуальных лабораторных работ – это выход из создавшегося положения, некий компромисс. Виртуальные лабораторные работы необходимы, прежде всего, для дистанционного обучения.

Однако представленный авторами программный продукт, на мой взгляд, не является виртуальной лабораторной работой, а представляет собой лишь расчетную программу, что правильно отражено в названии самой статьи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет