Отправлено: 05.02.09 18:26. Заголовок: Степаненко К.В. Психолого-педагогические особенности изучения и применения компьютерной техники...
Тема: Психолого-педагогические особенности изучения и применения компьютерной техники в образовательной области технология Степаненко К.В.
В последние годы значительно возросла психолого-педагогическая проблема компьютеризации обучения. На первом этапе компьютеризации школы решались в большинстве задачи, связанные с материально-техническим обеспечением, разработкой учебных программ и методических пособий, подготовкой преподавательских кадров. В настоящее время количество компьютеров в системе образования постоянно увеличивается, и теперь главным вопросом становится – что же делать с этими компьютерами? С каждым днём обостряется проблема разработки психолого-педагогических основ компьютерного обучения. Известно, что недооценка данного аспекта может привести к весьма серьезным последствиям. Вместо желания работать на компьютере может возникнуть устойчивое психологическое «отталкивание», потеря у учащихся. Достоинством ПК является его универсальность, т.е. возможность использования на разных естественно-математических и гуманитарных дисциплинах. Также универсально проявляется в возможности применения ПК на всех этапах урока: контрольно-оценочной функции урока предаётся игровой характер, активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. Компьютеры помогают преподнести наглядный материал в более эстетичной и разнообразно форме, что в результате ведет к достижению важной цели обучения – формированию положительного отношения и интереса учащихся к изучаемому материалу. Наряду с универсальностью, появляется ещё одно достоинство-это возможность индивидуализировать обучение каждого ребенка, независимо от других. Появляется возможность построения собственной траектории действий каждого учащегося в подобранном темпе и глубиной погружения в материал, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного обучения. При анализе сложившейся ситуации чаще всего выделяют 3 группы психолого-педагогических проблем. К первой относятся проблемы теоретико-методологического характера, ко второй – связанные с разработкой технологии обучения, к третьей – с проектированием обучающих программ. Очень часто в процессе обучения используются компьютерные игры. Достоинства таких игр связывают, прежде всего, с повышением мотивации к деятельности. Необходимо грамотно подходить к выбору компьютерных игр, как форм проведения занятий по технологии. Нами предлагается проводить в данной форме занятия по разделам проектирования одежды и интерьерам жилых помещений, косметологии и сервировке стола. Таким образом, мы можем выделит два основных момента по данной проблеме: 1. Выявление множества учебных целей, для достижения которых применение компьютерной игры оказывается наиболее эффективной. 2. Установление оптимального соотношения между игровыми и неигровыми формами компьютерного обучения. При частом употреблении игры происходит «перенасыщение» процесса, поэтому поддерживать мотивацию становится все труднее. Но помимо компьютерных игр, мы используем компьютерную технику на уроках технологии в качестве демонстрационного и иллюстрационного материала. У учителя появляется возможность показать презентацию, в которой поэтапно демонстрируются все операции изготовления того или иного объекта труда. Что приводит к визуализации и доступности учебно-практического материала. Ещё одним аспектом использования компьютерных программ является возможность усовершенствования графики и абстрактного творческого мышления в процессе конструирования и моделирования различных объектов. На уроках технологии в старших классах компьютерная техника – это незаменимый инструмент по исследованию и анализу профориентационных способностей и интересов учащихся. Так как при помощи компьютера, с одной стороны, данная процедура упрощается и сокращается временной промежуток затрачиваемого времени, а с другой появляется более интересная форма её проведения. В целом, на протяжении всего периода обучения технологии при помощи компьютерной техники осуществляется контроль и оценка учащихся. Источником информации о том, как усвоено содержание на различных уровнях, является контроль знаний учащихся, который проводится при помощи тестирования. Компьютерное тестирование – это более совершенная форма, т.к. дает возможность быстрого и достоверного анализа результатов. Благодаря компьютерной технике у нас появляется возможность проведения мониторинга учащихся в более простой и быстрой форме. И какие же результаты использования компьютерной техники на уроках технологии? У учащихся, наиболее часто работавших с компьютером на уроках технологии, отмечается более развитое, комбинаторное мышление. Они правильно и рационально строят свои действия, способны отбирать и обрабатывать данные. Так же у детей появляется заинтересованность к процессу обучения, точность и аккуратность в действиях. Но наряду с достоинствами ПК в процессе обучения, существуют и значительные недостатки. В условиях компьютеризации образовательного процесса появляется острый дефицит взаимодействия учителя и ученика; живого слова учителя, который выполняет важнейшие функции: воспитательную, развивающую, образовательную. Компьютер вполне может взять на себя выполнение обучающих функций, не говоря уже о функциях тренировочного характера, ориентированных на закреплении знаний, умений, навыков. Но остальные функции отходят на второстепенный план – а это не допустимо. Поэтому в условиях компьютеризации учебного процесса необходимо поддерживать положительное отношение учащихся, чувства радости и удовлетворения от процесса обучения и развития. Наверное ошибочно мнение, что компьютерное обучение призвано только для выполнения функции учения. Ведь в условиях рационально осуществляемой компьютеризации учение становится интеллектуально более богатым, творческим, но не более легким чем в условиях «безмашинного» обучения. Поэтому главной ошибкой современных учителей становится полное погружение в изучение компьютерных технологий, забывая, порой, обо всех остальных составляющих педагогического процесса. Используемая литература: 1.Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера.- М.: МГУ, 1995. 2.Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. – М., - 1987. 3.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие/Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. -384 с. 4. // Информатика и образование. – 1994 . - №4. 10. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С. Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.- 272 с. 6. .//Педагогика – 1994. - №5. 11. Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества.
Отправлено: 09.03.10 23:19. Заголовок: admin пишет: В усло..
admin пишет:
цитата:
В условиях компьютеризации образовательного процесса появляется острый дефицит взаимодействия учителя и ученика; живого слова учителя, который выполняет важнейшие функции: воспитательную, развивающую, образовательную. Компьютер вполне может взять на себя выполнение обучающих функций, не говоря уже о функциях тренировочного характера, ориентированных на закреплении знаний, умений, навыков. Но остальные функции отходят на второстепенный план – а это не допустимо.
Абсолютно согласна с вами, но упущен очень важный момент - это угроза здоровью учащихся, прежде всего ухудшение зрения!
Компьютерное тестирование – это более совершенная форма, т.к. дает возможность быстрого и достоверного анализа результатов. Благодаря компьютерной технике у нас появляется возможность проведения мониторинга учащихся в более простой и быстрой форме.
Согласна, что компьютерное тестирование - более простая и быстрая форма мониторинга знаний учащихся. Но в том, что эта форма более достоверная, не соглашусь.
Все даты в формате GMT
7 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет