АвторСообщение
администратор


Сообщение: 129
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.09 18:26. Заголовок: Степаненко К.В. Психолого-педагогические особенности изучения и применения компьютерной техники...


    Тема: Психолого-педагогические особенности изучения и применения компьютерной техники в образовательной области технология
    Степаненко К.В.

    В последние годы значительно возросла психолого-педагогическая проблема компьютеризации обучения. На первом этапе компьютеризации школы решались в большинстве задачи, связанные с материально-техническим обеспечением, разработкой учебных программ и методических пособий, подготовкой преподавательских кадров. В настоящее время количество компьютеров в системе образования постоянно увеличивается, и теперь главным вопросом становится – что же делать с этими компьютерами? С каждым днём обостряется проблема разработки психолого-педагогических основ компьютерного обучения. Известно, что недооценка данного аспекта может привести к весьма серьезным последствиям. Вместо желания работать на компьютере может возникнуть устойчивое психологическое «отталкивание», потеря у учащихся.
    Достоинством ПК является его универсальность, т.е. возможность использования на разных естественно-математических и гуманитарных дисциплинах. Также универсально проявляется в возможности применения ПК на всех этапах урока: контрольно-оценочной функции урока предаётся игровой характер, активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. Компьютеры помогают преподнести наглядный материал в более эстетичной и разнообразно форме, что в результате ведет к достижению важной цели обучения – формированию положительного отношения и интереса учащихся к изучаемому материалу. Наряду с универсальностью, появляется ещё одно достоинство-это возможность индивидуализировать обучение каждого ребенка, независимо от других. Появляется возможность построения собственной траектории действий каждого учащегося в подобранном темпе и глубиной погружения в материал, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированного обучения.
    При анализе сложившейся ситуации чаще всего выделяют 3 группы психолого-педагогических проблем. К первой относятся проблемы теоретико-методологического характера, ко второй – связанные с разработкой технологии обучения, к третьей – с проектированием обучающих программ.
    Очень часто в процессе обучения используются компьютерные игры. Достоинства таких игр связывают, прежде всего, с повышением мотивации к деятельности. Необходимо грамотно подходить к выбору компьютерных игр, как форм проведения занятий по технологии. Нами предлагается проводить в данной форме занятия по разделам проектирования одежды и интерьерам жилых помещений, косметологии и сервировке стола.
    Таким образом, мы можем выделит два основных момента по данной проблеме:
    1. Выявление множества учебных целей, для достижения которых применение компьютерной игры оказывается наиболее эффективной.
    2. Установление оптимального соотношения между игровыми и неигровыми формами компьютерного обучения. При частом употреблении игры происходит «перенасыщение» процесса, поэтому поддерживать мотивацию становится все труднее.
    Но помимо компьютерных игр, мы используем компьютерную технику на уроках технологии в качестве демонстрационного и иллюстрационного материала. У учителя появляется возможность показать презентацию, в которой поэтапно демонстрируются все операции изготовления того или иного объекта труда. Что приводит к визуализации и доступности учебно-практического материала.
    Ещё одним аспектом использования компьютерных программ является возможность усовершенствования графики и абстрактного творческого мышления в процессе конструирования и моделирования различных объектов.
    На уроках технологии в старших классах компьютерная техника – это незаменимый инструмент по исследованию и анализу профориентационных способностей и интересов учащихся. Так как при помощи компьютера, с одной стороны, данная процедура упрощается и сокращается временной промежуток затрачиваемого времени, а с другой появляется более интересная форма её проведения.
    В целом, на протяжении всего периода обучения технологии при помощи компьютерной техники осуществляется контроль и оценка учащихся. Источником информации о том, как усвоено содержание на различных уровнях, является контроль знаний учащихся, который проводится при помощи тестирования. Компьютерное тестирование – это более совершенная форма, т.к. дает возможность быстрого и достоверного анализа результатов. Благодаря компьютерной технике у нас появляется возможность проведения мониторинга учащихся в более простой и быстрой форме.
    И какие же результаты использования компьютерной техники на уроках технологии? У учащихся, наиболее часто работавших с компьютером на уроках технологии, отмечается более развитое, комбинаторное мышление. Они правильно и рационально строят свои действия, способны отбирать и обрабатывать данные. Так же у детей появляется заинтересованность к процессу обучения, точность и аккуратность в действиях.
    Но наряду с достоинствами ПК в процессе обучения, существуют и значительные недостатки. В условиях компьютеризации образовательного процесса появляется острый дефицит взаимодействия учителя и ученика; живого слова учителя, который выполняет важнейшие функции: воспитательную, развивающую, образовательную. Компьютер вполне может взять на себя выполнение обучающих функций, не говоря уже о функциях тренировочного характера, ориентированных на закреплении знаний, умений, навыков. Но остальные функции отходят на второстепенный план – а это не допустимо.
    Поэтому в условиях компьютеризации учебного процесса необходимо поддерживать положительное отношение учащихся, чувства радости и удовлетворения от процесса обучения и развития.
    Наверное ошибочно мнение, что компьютерное обучение призвано только для выполнения функции учения. Ведь в условиях рационально осуществляемой компьютеризации учение становится интеллектуально более богатым, творческим, но не более легким чем в условиях «безмашинного» обучения. Поэтому главной ошибкой современных учителей становится полное погружение в изучение компьютерных технологий, забывая, порой, обо всех остальных составляющих педагогического процесса.
    Используемая литература:
    1.Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера.- М.: МГУ, 1995.
    2.Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. – М., - 1987.
    3.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие/Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. -384 с.
    4. // Информатика и образование. – 1994 . - №4. 10. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе.
    5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С. Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.- 272 с.
    6. .//Педагогика – 1994. - №5. 11. Заничковский Е.Ю. Проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 33
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 31.10.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.10 23:19. Заголовок: admin пишет: В усло..


admin пишет:

 цитата:
В условиях компьютеризации образовательного процесса появляется острый дефицит взаимодействия учителя и ученика; живого слова учителя, который выполняет важнейшие функции: воспитательную, развивающую, образовательную. Компьютер вполне может взять на себя выполнение обучающих функций, не говоря уже о функциях тренировочного характера, ориентированных на закреплении знаний, умений, навыков. Но остальные функции отходят на второстепенный план – а это не допустимо.


Абсолютно согласна с вами, но упущен очень важный момент - это угроза здоровью учащихся, прежде всего ухудшение зрения!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 35
Зарегистрирован: 05.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.10 23:56. Заголовок: Компьютерное тестиро..



 цитата:
Компьютерное тестирование – это более совершенная форма, т.к. дает возможность быстрого и достоверного анализа результатов. Благодаря компьютерной технике у нас появляется возможность проведения мониторинга учащихся в более простой и быстрой форме.


Согласна, что компьютерное тестирование - более простая и быстрая форма мониторинга знаний учащихся. Но в том, что эта форма более достоверная, не соглашусь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет