Тема: Из опыта работы. Методика преподавания Информационных технологий
Клачкова Т.В.
Красноярский техникум информатики и вычислительной техники
Эффективность процесса обучения в целом определяется многочисленными факторами, но главная роль все, же принадлежит преподавателю. Его задача воспитать, прежде всего, активно мыслящую личность.
В теории и практики обучения большое внимание уделяется активизации деятельности студентов, поиску таких методов и форм обучения, которые способствовали бы формированию активной личности, которая умеет находить решение поставленных задач, обосновывать свои выводы и отстаивать правильность найденного решения. Одно из направлений поиска состоит в определении путей и системы средств более полной реализации активности в обучении. Успешная реализация активности в обучении во много зависит от оптимального сочетания методов, форм и технологий, которое должно обеспечить успешное достижение поставленной цели и не только всей группой, но и каждым студентов в отдельности.
Процесс образования должен стать процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности студентов. Поэтому встает проблема отбора и использования таких образовательных методов и технологий, дидактических форм, которые повысили бы не только качество образования, но и сделали его более производительным действенным и плодотворным, а именно такие методы обучения которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию студента в учении;
- развивали бы исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
- формировали бы не просто умения, а компетентности, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы нацелены на развития познавательного интереса студентов;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
С целью внедрения и реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо преподавателю самостоятельно разрабатывать методику преподавания дисциплин, а именно: Рабочие программы по дисциплинам, раздаточный и дидактический материал, варианты контрольных и самостоятельных работ, презентации учебного материала, обучающие программы, тестовые задания, экзаменационные билеты. Для практического применения разрабатывать, конечно же, методические указания для выполнения лабораторных и практических работ, инструкции, опорные конспекты, цифровые образовательные ресурсы.
Для повышения интереса к профессиональной деятельности студентов можно разработать и провести интересные факультативы.
С целью развития творческих способностей и профессиональных умений и навыков на занятиях рекомендуется использовать принципы научности и прочности, связь обучения с жизнью, будущей профессией. Что позволяет добиваться высоких показателей качественной успеваемости студентов.
В своей педагогической практике можно широко применять инновационные методы обучения, которые побуждают студентов к интенсивной мыслительной и практической деятельности. Например, можно применить и использовать:
- технологию обучения на основе схемовых и знаковых моделей учебного материала – опорные конспекты;
- поисковые и исследовательские методы, при которых студенты ведут самостоятельный поиск необходимой информации, необходимого алгоритма решения задачи, творчески добывают знания – работа с книгой, электронной версией учебника, методического пособия, инструкциями, работа с обучающими программами;
- наглядное пособие, оформленное в виде презентаций учебного материала по отдельным темам дисциплин;
Использовать проектный метод обучения на занятиях, в процессе которого студенты создают свой продукт: презентации, базу данных, web-сайты, рекламные буклеты, календарь, визитки и т. д., что помогает применить им полученные навыки работы в дальнейшей практический деятельности.
В учебном процессе необходимо все же использовать компьютерные технологии обучения (без чего нельзя обойтись на лабораторных работах) и современное программное обеспечение.
Применять разные формы проведения занятий – это индивидуальная и групповая работа студентов, занятия, проводимые в форме конкурсов, соревнований, деловых и ролевых игр.
Так же часто можно использовать в своей профессиональной деятельности: технологию развивающего и проблемного обучения, задания разного уровня сложности, индивидуальные задания, обучающие программы и видеокурсы.
Для контроля знаний студентов применять: допуски и защиты лабораторных и практических работ, проводимые в форме тестов, кроссвордов, сканвордов, письменных, устных самостоятельных и контрольных работы, тестовые оболочки.
Использования такого разнообразия методов и форм в учебном процессе дает, свои плоды:
- это в первую очередь повышение качества успеваемости студентов по дисциплинам;
- повышение интереса к преподаваемым дисциплинам и активности на занятиях;
- умение студентами распределять свое время в процессе обучения, анализировать свои результаты работы, делать соответствующие выводы, достигать поставленных целей;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой и использовать электронные версии учебников и методических указаний;
- умение использовать в практической деятельности современное программное обеспечение и компьютерные технологии.
В настоящее время молодым преподавателям можно заниматься проблемой внедрения в учебный процесс «метода - проектов», что сейчас очень актуально в педагогической практике, изучать основные требования к проектной деятельности студентов, знакомиться с классификацией и видами проектной деятельности, изучать структуру учебного проекта и систему (критерии) оценки проектной деятельности. В основу данного метода положена идея направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данный метод позволяет формировать ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.