АвторСообщение
администратор


Сообщение: 68
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.09 18:43. Заголовок: Сулейманова А.Ф. Дедуктивное построение школьной математики


Тема: Дедуктивное построение школьной математики
Сулейманова А.Ф.
Челябинский государственный педагогический университет

Плодами многовековой работы, в результате которой вся математика приобрела систематический характер, мы пользуемся на каждом шагу. Алгебра и буквенные обозначения в ней - это достижение отчасти арабов, отчасти европейцев периода перехода от средних веков к новым. Каждый знает, что от перестановки слагаемых сумма не меняется и другие законы арифметических и алгебраических действий. Но ведь это сначала необходимо было осознать и отчётливо сформулировать.
В школе более или менее дедуктивно, опираясь на аксиомы, строится геометрия. Но, к сожалению, при дедуктивном построении науки, прежде чтобы добраться до действительно содержательных и заранее не очевидных утверждений, приходится довольно долго возиться с различными простыми фактами вроде того, что диаметр делит круг пополам или углы при основании равнобедренного треугольника равны. Оба эти утверждения приписывают Фалесу - греческому мудрецу, который, если верить преданию, первым начал разрабатывать дедуктивную трактовку геометрии.
В школе обычно нет возможности полностью развернуть дедуктивное построение геометрии. Это связано, прежде всего, с тем, что это скучно и непонятно, и требует времени. Постоянно приходится следить за тем, чтобы не использовать что-нибудь совершенно ясное, но ещё не доказанное нами. В течение большого периода предпринимались усилия для разработки сравнительно простой, легко обозримой аксиоматики и строгого логического построения геометрии. Последнее достижение в этом направлении - учебники А. В. Погорелова и Л. С. Атанасяна. Но их считают очень трудными и "заумными". Мне кажется, что в общеобразовательной школе дать последовательное чисто дедуктивное построение геометрии не возможно.
Приведем пример тщетных попыток придать изложению геометрии строго дедуктивный характер – это вавилонское доказательство теоремы Пифагора. Так как в нём используются площади, то при строго последовательном изложении предмета его надо отложить до того времени, когда будут изучаться площади. В самой же теореме речь идёт о длинах отрезков, и хорошо бы привести её в соответствующем месте, задолго до площадей. Кроме того, возникают сложности и с самими площадями. Так как площадь не является первичным понятием, фигурирующим в аксиомах; значит, надо дать определение площади, а это опять не так-то просто. Наибольшие сложности связаны с площадью криволинейной фигуры. Для доказательства теоремы Пифагора нам нужны только многоугольники, у нас ведь там были четыре треугольника и два квадрата. С ними дело обстоит лучше. Для доказательства необходимо знать, что площадь фигуры равна сумме площадей её частей. Но кто сказал, что это так? Интуитивная уверенность имеет отношение не столько к геометрии, сколько к физике. Представим себе фигуру, сделанную из однородного материала, тогда её площадь пропорциональна количеству содержащегося в ней вещества, то есть её массе. Далее, при разделении тела на несколько частей, сумма их масс равна массе исходного тела. Это понятно, потому что всё состоит из атомов и молекул, и раз их число не изменилось, то не изменилась и их суммарная масса. Но давайте задумаемся, на какое количество экспериментальных физических фактов опирается это рассуждение. А это уже не геометрия. Впрочем, есть один геометрический момент, который тоже нуждается в разъяснении. Это связано с тем, что масса куска однородного материала пропорциональна его объёму; значит, надо знать, что объём "листа", имеющего форму данной фигуры, пропорционален её площади. Это уже относится к стереометрии и является утверждением и о площадях, и об объёмах! Таким образом, сколь бы ни была обоснована опытом уверенность, что площадь фигуры равна сумме площадей её частей, в геометрии надо это доказывать. В начале века существовали учебники, в которых всё это делалось аккуратно. Сложного здесь ничего нет, но требуется время, которого в общеобразовательной школе нет.
Говоря о построении математики как систематической науки, можно отметить, что дедуктивное и систематическое построение – это различные понятия. В школе арифметика и алгебра хоть и излагаются систематически, но выводить их дедуктивно из аксиом многим представляется невозможным.
На самом деле, дедуктивно можно построить не только геометрию, но оставаясь в пределах школьного материала, и алгебру, и арифметику.

Список литературы
1. Атахов Р. В. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995, С. 46;
2. Гетманова А. Д. Логика. – М., «Добросвет», 2000, С. 137;
3. Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. Математика в школе, №6, 1990, С. 2-5;
4. Кудрявцев Л. Д. Современная математика и ее преподавание. – М., 1980. С. 127;
5. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.
6. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. - М., 1975, Т. 1;
7. Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе. – М., «Просвещение», 2000;
8. Семенов Е. М., Горбунова Е. Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск, 1966;
9. Стойлова Л. П. Математика. –М., «Академия», 1997, С. 96;
10. Столяр А. А. Педагогика математики. – Минск, Вышэйшая школа, 1986

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет