АвторСообщение
администратор


Сообщение: 38
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 13:37. Заголовок: Шушкевич Д.Г. «Априорность» математического знания


    Тема: «Априорность» математического знания
    Шушкевич Д.Г., студент
    Челябинский государственный педагогический унивеситет

    Проведен анализ природы математического знания и его детерминант. Уточнен концепт “априорное». Проведено исследование единства математического знания в контексте его исторического. Было определено направление исследования априорности: геометрия и арифметика.
    Ключевые слова: «априорность», арифметика, апостеорная, алгебра, геометрия.

    1. Математика не является однородной научной дисциплиной. Говорить об единстве математики надо с некоторой долей осторожности. По своей природе математика разнородна, в ее составе есть два различных «центра»: «арифметика» и «геометрия». Эпистемологический статус этих составляющих математического знания различен. Если «арифметическая» составляющая тяготеет к априорному метафизическому знанию, то «геометрическая» составляющая тяготеет к апостеорной «физике». Следовательно, при решении вопроса об априорности математического знания надо учитывать ее неоднородный, «двухцентровый» характер.
    2. На протяжении истории развития математического знания происходит последовательная смена основной «центровости» математического знания. В отдельные исторические периоды преобладает либо «арифметическая» составляющая математики, либо ее «геометрическая» составляющая. Наряду с этим процессом «внутренней» флуктуации между «геометрией» и «арифметикой», статус математического знания в ту или иную эпоху определяется «внешними» детерминантами: математика то сближается с «физикой», то с «метафизикой».
    3. В нашем исследовании необходимо указать на иерархичность математического знания, то есть на его «вертикальную» неоднородность что особенно проявилось на более зрелом этапе ее развития (XX в.). Если в п. 1 математика мыслилась как двухчленная — арифметико-геометрическая — иерархия, то теперь оказывается, что и сами эти дисциплины неоднородны, иерархичны. Например, согласно концепции Г. Кантора в составе «арифметики» есть как «порядковые» (результат первой абстракции), так и «надпорядковые» — кардинальные — числа (результат второй абстракции). Тем самым внутренняя структура математического знания еще более усложняется. Соответственно, это также накладывает существенные ограничение на решение вопроса об априорности математики в целом, т.к. верхние ее этажи являются более «априорными», чем нижние.
    4. Кроме этого, необходимо отказаться от мифов неизменного статуса метафизических сущностей, к которым относятся кантовские априорные формы, и абсолютного противопоставления «априорное versus апостеорное», которое выражает лишь крайние степени шкалы «содержательное — формальное». Это противопоставление имеет ограниченное методологическое применение и значимо: а) для анализа простых познавательных практик; в) на начальных этапах анализа сложных познавательных практик.
    5. При более детальном анализе познания это различение является слишком грубым и теряет свою эвристическую ценность. В качестве альтернативы можно использовать оригинальные концепции динамического априоризма и эпистемологического гилеоморфизма, являющиеся определенными вариантами априоризма.

    Литература:
    1. С.Л. Катречко Бесконечность и сознание //Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты (сборник). — М.: Янус-К, 1997. — стр.329-337.
    2. М. Фуко Археология знания. — Киев, “Ника-Центр”, 1996.
    3. Л. Витгенштейн Философские исследования //Его же. Философские работы. Часть 1. — М.: Гнозис, 1994.
    4. Г. Вейль Топология и абстрактная алгебра как два способа понимания в математике //Его же. Математическое мышление. — М.: Наука, 1989.
    5. Г. Вейль Математическое мышление //Его же. Математическое мышление. — М.: Наука, 1989.
    6. С.Л. Катречко Бесконечность и теория поиска вывода //Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты (сборник). — М.: Янус-К, 1997. — стр.190-196.
    7. Прокл Комментарий к первой книге “Начал” Евклида. Введение. — М.: Греко-Латинский кабинет, 1993.
    8. И. Кант Критика чистого разума (серия “Философское наследие”). — М.: Мысль, 1994.
    9. Г. Райл Категории //Его же. Понятие сознания. — М.: ДИК, 2000.
    10. Г. Кантор К обоснованию учения о трансфинитных множествах //Его же. Труды по теории множеств. — М.: Наука, 1985. — стр.173-246.
    11. Г. Фреге Основоположения арифметики (логико-математическое исследование о природе числа). — Томск, Водолей, 2000.
    12. Ж. Делез, Фр. Гваттари Что такое философия?. — СПб.: Алетейя, 1998.
    13. Г.В. Лейбниц Письмо Софии-Шарлотте (о том, что независимо от чувств и материи) //Его же. Собр. соч. в 4тт. Т.3. — М.: Мысль, 1984. — стр.371-395.
    14. И. Кант Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет