АвторСообщение
администратор


Сообщение: 356
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.09 00:46. Заголовок: Бузмакова Л.Б Духовно-нравственное воспитание дошкольников через физкультурно-оздоровительную работу


    Тема: через физкультурно-оздоровительную работу физкультурно-оздоровительную работу
    Бузмакова Л.Б., инструктор по физической культуре и плаванию МДОУ детский сад № 196

    Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.
    Возможности физического воспитания необходимо видеть в более широком, общечеловеческом плане. Планируя физические нагрузки, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе детей во всех областях знаний. Физическое воспитание детей не должно сводиться только к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике дошкольных и школьных учреждений в течение многих лет. Именно в двигательно-игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, его законы и особенности. Двигательная активность и физическое развитие являются благодатной основой для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников. С этой целью следует специально моделировать условия, в которых дети вольно или невольно будут проявлять свое отношение к деятельности, к товарищам, к руководителю. Актуальным для развития нравственно-волевой сферы дошкольников является также определение оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок, плавный переход от игры в младшем и среднем дошкольном возрасте к обучению и осознанным тренировкам в старшем дошкольном возрасте.
    Наш детский сад реализует Комплексную образовательную программу «Детство», разработанную авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Авторы программы, не отрицая значения физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Педагог сам определяет содержание физкультурных занятий, способ их организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований.
    Более глубокие размышления о роли физического воспитания в жизни растущего ребёнка привели нас к использованию технологий украинского педагога Николая Николаевича Ефименко, его программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста». Познакомившись с авторскими идеями этого педагога и его подходами к организации физического воспитания дошкольников, мы поняли, что существующие программы хотя и учитывают сензитивные периоды развития детей, но в организации физкультурных занятий не принимают во внимание факторы естественного двигательного развития малышей. Согласно «золотым формулам» Н.Н. Ефименко, «любую форму двигательной активности детей разумно начинать из лежачих или горизонтальных положений как наиболее естественных, простых, разгрузочных и постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, ударно-гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках». Преимущества концепции Н.Н. Ефименко перед другими программами физического развития очевидны. Он пишет: «Педагогику ХХI века я вижу не педагогикой отдельных, обособленных друг от друга дисциплин, а единой комплексной наукой жизни, вбирающей в себя самое главное, самое нужное знание…И все частные предметы как бы сольются в единый, находя взаимосвязи между собой, органично дополняя друг друга.
    …уже сегодня творческие педагоги могут внедрять в практику дошкольных учреждений этот новый стиль работы, который я назвал стилем «Компеджи» («комплексная педагогика жизни»)». В основу этого стиля должна быть положена двигательно-игровая активность детей, умело направляемая педагогом. Таким образом, физическое воспитание дошкольников должно стать основным предметом, через который педагог будет постигать вместе с малышами нравственные правила жизни и духовные истины.
    В комплексной образовательной программе «Детство» раздел физического воспитания называется «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Основной принцип системы Ефименко совпадает с названием нашего раздела: «Детишек нужно растить здоровыми, содействовать их физическому развитию, закладывать в душах малышей основы лучших человеческих качеств, давать информацию об окружающей жизни, обучать определенным двигательным навыкам». Поэтому наши цели совпадают с целями технологии «Театр физического развития и оздоровления»: комплексный подход к физическому воспитанию окажет положительное влияние на общее и интеллектуальное развитие воспитанников, сделает из каждого ребенка нравственного, разумного, творческого человека будущего. Эта цель определяет всю стратегию физического воспитания в дошкольном учреждении, а потому остается единой и неизменной.
    В ходе занятий решаются разные виды задач:
    оздоровительные (повышение общей жизнестойкости организма, преодоление различных отклонений в двигательном развитии и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса);
    общеобразовательные (расширение интеллектуальных возможностей воспитанников);
    воспитательные (воспитание личностных качеств и добродетелей: терпения, заботы, внимания к ближнему, доброжелательности)
    обучающие (содействие естественному формированию основных движений у детей и организация условий для их совершенствования).
    Не обязательно, чтобы все виды задач решались на одном конкретном занятии. В одном случае оно может носить развивающе-оздоравливающую направленность, в другом можно большее внимание обратить на профилактику и коррекцию различных двигательных нарушений, но возможность реализовать воспитательные задачи есть на каждом занятии. При планировании двигательную активность детей характеризуем единственной фразой, обозначающей основной двигательный режим (плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовый, лазательный, беговой, прыжковый).
    Педагоги детского сада «Веснушки» свою активность и творчество направляют на поиск новых форм образовательного процесса. В 2001 году в нашем детском саду в кружковой работе впервые в городе была апробирована технология Н.Н. Ефименко, раздел «Горизонтальный пластический балет» («Пластик-шоу»). Это новый стиль работы, соответствующий главной идее программы «Театр физического воспитания дошкольников»: превратить однообразные занятия по физкультуре в увлекательные занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию, формированию межличностных отношений. Предлагаемый стиль работы оказывает на детей положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие: выполняя программу раздела, малыши погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций, а вступая в отношения, делают нравственный выбор.
    Раздел «Горизонтальный пластический балет» апробирован в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. «Горизонтальным» он называется потому, что любую форму двигательной активности детей, следуя логике природы, разумно начинать из лежачих или горизонтальных положений. Определение «пластический» отражает характер движений: плавные, мягкие, пластичные, растянутые во времени. Слово «балет» подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии: это эстетическая составляющая двигательной активности детей. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. И как результат всей деятельности у детей развивается чувство ритма, столь важное в хореографии и спорте.
    Работу по разделу «Горизонтальный пластический балет» («Пластик-шоу») выстраиваю по трем ступеням сложности.
    1 ступень. «По подражанию» - самый легкий, простой уровень, когда малыши повторяют за педагогом все его движения и легко с ними справляются. Эта форма работы используется в физкультминутках, в гимнастике после сна. Таким образом осуществляется наработка «школы движений» в горизонтальных позициях.
    2 ступень. Самостоятельная, но с необходимой помощью педагога отдельным детям. Малыши уже пытаются самостоятельно продемонстрировать в конкретной ситуации освоенные ранее умения и навыки.
    3 ступень. «Полное самовыражение» («Фристайл» - свободный стиль). Самый зрелый и сложный, заключительный уровень. Дети создают свою двигательно-музыкальную композицию «пластик-шоу», полностью выражая свое понимание музыки и чувство движения.
    Все физкультурные занятия выстраиваются как двигательно-игровое действо, через которое малыши получают массу интересной информации из разных областей знаний – экологии, музыки, истории, этики. На занятиях по физическому воспитанию красной нитью должна проходить национальная идея страны через включение народных традиций, обычаев, языка, песенного творчества. Это и есть основные принципы стиля «Компеджи» - комплексной педагогики жизни.
    В апробацию проекта был вовлечен педагогический коллектив и родители воспитанников. После апробации элементы программы были внедрены не только в физкультурные занятия, но и в другие формы работы: в традицию детского сада вошли праздники по экологическому, музыкальному, художественно-эстетическому воспитанию, новогодние праздники в бассейне «Елка на воде», гимнастика после дневного сна.
    В завершение хочется отметить наши достижения. Спортивный праздник «Пластик-шоу» был представлен педагогической общественности города. Телекомпания «Телекон» осветила это событие в городских новостях, после чего этот материал был показан по областному телевидению. Реализация этой технологии привела к включению в образовательный процесс игр с элементами спорта. На выставке «Образование от А до Я» в Екатеринбурге был представлен стендовый доклад о результатах использования новых игровых технологий в физическом воспитании дошкольников и о том, как через двигательные занятия-спектакли малыши получают массу интересной информации из экологии, музыки, этики, сведения о различных профессиях, народных традициях, а также из многих других областей знаний. Своим опытом работы мы поделились не только на городском уровне, но и выиграли зональный этап конкурса «Мастер педагогического труда», который проходил в Екатеринбурге весной 2008 года. Теперь нам предстоит показать физкультурное занятие с применением технологии Н. Н. Ефименко на Всероссийском этапе конкурса.
    В настоящее время применение программы Н.Н. Ефименко расширяется за счет включения ее элементов в занятия на воде, в свободную двигательную активность детей. Эксперимент проходит на занятиях в бассейне со старшими дошкольниками и дает положительные результаты. Дети не только получают физическое развитие, они становятся внимательнее и добрее друг к другу, мальчики берут на себя более трудные обязанности, оберегая девочек. На занятиях с детьми разного возраста старшие дети всегда имеют возможность позаботиться о младших. В дальнейшем выпускники детского сада успешно занимаются бальными танцами, балетом, гимнастикой, плаванием, спортивными играми.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет