АвторСообщение
администратор


Сообщение: 270
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 22:33. Заголовок: Куршаева З.М. Основные тенденции развития экологического образования школьников


    Тема: Основные тенденции развития экологического образования школьников
    Куршаева З.М.
    Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета

    Чрезмерное антропогенное воздействие на окружающую среду привело к нарушению динамического равновесия между обществом и природой, кризисным явлениям в их взаимодействии. В подавляющем большинстве экологических бедствий основным виновником все чаще становится не непредсказуемость действия технических средств или природных стихий, а непродуманная деятельность человека, нередко наносящая своим техногенным воздействием непоправимый ущерб природе. В то же время значительная часть населения все еще не осознает тесной связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Существует необходимость повысить уровень знаний людей и степень их участия в поиске решения проблем, связанных с сохранением окружающей среды. В этой кризисной ситуации не вызывает сомнения важность экологического образования, которое в свете принятой ООН концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом и признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и развития новой области педагогической теории и практики всех образовательных систем различного уровня.
    В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения, так как одним из важнейших путей гармонизации взаимодействия общества с природой является формирование у каждого человека глубокого понимания значения природы для его собственной жизни, здоровья, физического и духовного совершенствования.
    Основные тенденции развития экологического образования в России детерминированы государственной и международной политикой в области экологии, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
    В решении данной проблемы необходима преемственность мирового опыта, опыта Российской Федерации, учет международных рекомендаций в области экологического образования, а также признание ценности и необходимости использования эколого-педагогического опыта коренных народов различных регионов России.
    Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., «возникновение и рост глобальных проблем... требует формирования современного мышления у молодого поколения».
    Современная система образования призвана обеспечить экологическое образование подрастающего поколения и сформировать бережное отношение к природе. Под экологическим образованием сегодня понимается освоение гражданами ключевых принципов взаимодействия со средой, системного мышления, навыков коллективного взаимодействия в повседневной деятельности.
    Говоря о развитии экологического образования в России, можно сказать, что работы в данной области ведутся в нашей стране около тридцати лет. Анализ изменения цели экологического образования школьников за этот период показывает, что в начале 1970-х годов отечественными специалистами она понималась только как просвещение. Во второй половине 1980-х цель экологического образования стала пониматься как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. В начале 1990-х годов на первый план выдвинулось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического сознания личности.
    При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения, в общем-то, достаточно едины в отношении его цели необходимости формировать экологическое сознание личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
    Главная цель экологического образования и воспитания заключается в формировании экологической культуры, мировоззрения и нравственности человека. Формированию экологической нравственности мешает представление о том, что человечество еще не перешло границ экологически допущенных пределов в экономико-хозяйственной деятельности.
    Основой экологической культуры является осознание необходимости ограничения потребления природных ресурсов. Значение современной социально-экологической обстановки в мире становится неизбежной предпосылкой формирования индивидуального экологического мировоззрения. Для этого необходим высокий уровень культуры и образования.
    По мнению Ясвина В.А. и Дерябо С.Д., общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:
    1) Формирование адекватных экологических представлений. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир природы, которая свойственна экологичной личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы.
    2) Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъектный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности субъектной модальности отношения к природе.
    3) Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Для того, чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяет поступать с точки зрения экологической целесообразности.
    По мнению Симоновой Л.П., можно выделить следующие тенденции развития теории и практики экологического образования учащихся:
    1) повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности третьего тысячелетия;
    2) активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;
    3) обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды;
    4) перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;
    5) использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;
    6) усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;
    7) экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;
    8) введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;
    9) дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на личность;
    10) учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, а также специфики ее реального отношения к природе;
    11) внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы родного края, ролевые практикумы).
    На наш взгляд, было бы логичным и своевременным добавить к вышеперечисленным аспектам использование аксиологического потенциала этнопедагогики в формировании экологической культуры подрастающего поколения.
    Таким образом, экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование экологической культуры населения, а именно на интериоризацию системы знаний научных и практических умений, а также ценностных ориентаций, обуславливающих ответственное поведение и деятельность в сфере охраны окружающей среды и личного потребления.
    Исследование показало, что сегодня существует острое противоречие между потребностью общества в гражданах с высоким уровнем экологической культуры и неготовностью системы образования обеспечить их обучение и воспитание.
    В связи с этим экологическое образование должно стать приоритетным направлением государственной стратегии устойчивого развития как государства в целом, так и каждого отдельного субъекта России в частности. Оно должно способствовать решению экологических проблем населением республики в быстро меняющихся условиях окружающей среды.
    Такое образование призвано формировать общественно-экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднять уровень культуры человека и общества в целом, совершенствовать моральные качества людей.
    Необходимо понимать, что экологию от других наук отличает нравственный аспект и с помощью учебников невозможно решение всех проблем экологического образования, здесь необходима иная, отличная от сегодняшнего понимания комплексная система экологического образования.
    Создание такой системы – очень сложный, довольно длительный, поэтапный процесс совершенствования существующих и разработки недостающих звеньев и элементов структуры экологического образования, их интеграции в системы образования и культуры, государственное управление и общественные движения, средства массовой информации и другие структуры общества.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 16
Зарегистрирован: 05.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.10 01:10. Заголовок: Исследование показал..



 цитата:
Исследование показало, что сегодня существует острое противоречие между потребностью общества в гражданах с высоким уровнем экологической культуры и неготовностью системы образования обеспечить их обучение и воспитание.


Нельзя ли подробнее узнать об этом исследовании?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 14
Зарегистрирован: 31.10.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.10 22:03. Заголовок: admin пишет: Необхо..


admin пишет:

 цитата:
Необходимо понимать, что экологию от других наук отличает нравственный аспект и с помощью учебников невозможно решение всех проблем экологического образования, здесь необходима иная, отличная от сегодняшнего понимания комплексная система экологического образования.


Уважаемый автор, что вы понимаете под комплексной системой экологического образования?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет