Тема: Экологическое воспитание школьников и молодежи
Братковская Е.К., стар. преподаватель
Октябрьский филиал ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса»
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Со школьной скамьи нам знакомы эти слова героя романа И. Тургенева «Отцы и дети». Великий русский писатель, обладающий удивительным даром видеть и чувствовать природу, вложил в эту фразу особый смысл. Он смотрел в будущее. Можно только восхищаться прозорливостью великого писателя. Да, природа – мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, отнюдь не беспредельны.
Что же в первую очередь характеризует неблагополучие в природопользовании. Здесь следует назвать два принципиальных аспекта: во-первых, интенсификация индустриального вмешательства в окружающую среду. Это выражается в крайнем «выжимании» ресурсов. Во-вторых, многостороннее замусоривание окружающей среды, всех геосфер, включая околоземное пространство, неутилизируемыми технологическими отходами. В итоге – резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимости изменений в структурах географических сфер, которые могут привести к непрогнозируемым отрицательным последствиям для человека, общества в целом(1).
Время стихийного, безоглядного использования природных ресурсов уже прошло. Природопользование должно осуществляться только на научной основе, с учетом всех тех сложных процессов, которые происходят в окружающей среде как без участия, так и при участии человека.
Основная задача экологического воспитания – необходимость закрепить в обществе осознание того, что природные богатства не беспредельны. Современное общество не вправе жить за счет будущих поколений. Оно обязано сохранить и оставить природу потомкам не только не оскудевшей, но и обогащенной. Такая ''экологизация" общественного сознания средствами воспитания и образования создает благоприятные предпосылки для успешной реализации программы устойчивого развития человечества.
Основы природопользования (или основы охраны природы и рационального природопользования) преподаются во всех государственных школах, частных, общественных, религиозных и других средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля.
Стратегию рационального природопользования невозможно реализовать лишь эпизодическими мероприятиями или даже самыми строгими законами, так как их исполняют люди. От воспитания людей во многом зависит, как будет понят закон, дойдет ли он до сознания, вызовет ли внутреннюю потребность активного содействия.
Экологическое воспитание - совокупность культурных, социальных и вос-питательных мер, воздействующих на чувства, сознание и взгляды людей.
С выходом в свет Законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» экологическое образование постепенно стало рассматриваться как важнейшее направление в работе образовательных учреждений.
Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15% ее территории — зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Одной из причин является низкий уровень экологической культуры граждан, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования(2).
В настоящее время экологическое образование и воспитание является одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного экологического сознания.
Общественное экологическое сознание является мощным фактором, кото-рый позволит обществу справиться с экологическими проблемами.
Экологическое воспитание — это способ воздействия на чувства людей, на сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде.
Экологическое воспитание должно охватывать все сферы общественной жизни и осуществляться на нескольких уровнях. Начала экологической культуры закладываются в семье, последующее экологическое воспитание должно осуществляться обществом и дополняться экологическим образованием.
Таким образом, основной целью экологического воспитания и образования является экологизация общественного сознания. В задачи экологии входит сохранение духовной среды, формирующейся в процессе жизнедеятельности человека, что должно способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управление средой своего обитания.
Список литературы
1. Степановских А. С. Охрана окружающей среды. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.
559.
2. Муравей Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности. – М.: ЮНИТИ –
ДАНА, 2000. – С. 447.