АвторСообщение
администратор


Сообщение: 232
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 16:46. Заголовок: Науменко О.А. Экологический поворот: от науки к инвайронментализму?


    Тема: Экологический поворот: от науки к инвайронментализму?
    Науменко О.А., магистр философии
    Национальный Университет Узбекистана

    Экология изначально понималась как наука об окружающей среде. Причем, среда воспринималась как нечто внешнее по отношению к познающему субъекту. Задача современной экологии может быть интерпретирована как построение интегральной теоретической модели такой нелинейной системы, как биосфера, в единстве ее биотических, абиотических и антропогенных характеристик. К такой постановке задачи экологическая наука пришла не сразу. Можно выделить три этапа последовательного усложнения предмета исследования. На первом – акцент делался на изучение закономерностей функционирования биотического компонента в системе взаимосвязей организма и среды. На втором этапе предметом анализа становится биосфера в единстве ее биотических и абиотических структур. При этом, как правило, эволюция биосферы исследуется вне учета техногенной деятельности человека. Третий этап связан с разработкой концептуальных моделей коэволюции человека и биосферы, т.е. предполагает системное описание ситуаций взаимодействия общества и окружающей среды.
    Подход, формирующийся в новой становящейся науке, исследователи обозначают разными терминами как системная, холистическая, синергетическая парадигма, как экологизация науки. Но все эти обозначения, по существу, «схватывают» разные аспекты одного явления: через отказ от дуалистического мировосприятия формирование новых отношений «Человек – Природа». В западноевропейской культуре «модель заменила эйдос», рационализм ориентировал на познание сущности и выявление универсальных законов, объективных истин. Сегодня объективистская позиция, т.е. отношение к миру, как к чему-то внешнему, сменяется иной позицией, в которой мир и человек едины. Анализируя особенности экологического мышления, исследователи указывают, что одним из признаков экологизации естествознания является отказ от представлений, согласно которым природа – это кладовая богатств и объект нашего знания, а затем уже все остальное.
    Экологическое мышление развивает понимание природы как системы организмического типа, спонтанной, живой, самоорганизующейся, не как сущности, а как существа. Последний аспект подчеркивается в работах Ф. П. Гиренка. Экологическое мышление, развивает понимание того, подчеркивает он, что у знания нет примата по отношению к жизни. Во всяком случае, жизнь человека, равно как и среда его жизни, - это не предикат знания. Наоборот, люди сначала должны жить, а потом уже они способны что-то знать о своей жизни. Рассматривать природу не логически, а бытийно, не как объект, а как среду жизни, избавляясь от противопоставления сущностей и существования, фактов и необходимости. Мир, как объект, полностью определен законами. Мир, как индивид, как существо, спонтанно доопределяется.
    Другой аспект экологизации естествознания в том, что объектами современной науки становятся «человекоразмерные» объекты, такие как «окружающая среда», «биосфера». Познание такого рода объективно невозможно с позиций внешнего наблюдателя. Современная наука констатирует взаимосвязь всего сущего и, прежде всего, человека с его экосистемой. Природа – предельно расширенное «Я», а «Я» есть природа.
    Третий аспект экологизации естествознания связан с коэволюционнной концепцией, где коэволюция, совместная, сопряженная эволюция системы и ее среды, - есть новая трактовка эволюции природы. Поясняя суть коэволюции, В. А. Кутырев указывает на связанность компонентов коэволюционного комплекса друг с другом не единством субстрата, а единством функции. Внешней среды для природного комплекса, составляющие которого эволюционируют совместно, как бы нет, она трансформируется в сеть взаимосвязей компонентов.
    В рамках коэволюционной концепции имеются способы взаимодействия человека с внешним миром. Деятельностная установка ориентирована на переделку природы, прогрессистский рационализм – на овладение ресурсами, знанием, истиной. Коэволюционный подход не исключает деятельностного отношения к миру, однако, трансформирует целевые установки. Целью становятся не внешние ценности, не прогресс как самоцель, а человек. Учение о человеке – философская антропология претерпевает движение в сторону духовности как реального фактора бытия, как участника эволюционной динамики [1].
    В работах В. А. Кутырева, Ф. И. Гиренка, Т. Роззака, Б. Колликота показана взаимосвязь экологии природы и экологии духа. Приведем несколько ярких высказываний. Техногенная культура имеет своим продуктом не только «расхристанную» природу, развитие человечества по техногенным стандартам пишет В. Кутырев, это путь на Голгофу, путь к потере себя, к постчеловеку. «Долгое время было принято считать, что существуют бессмертные души и бренные тела. Но коварство безбожного технического мира в том, что души людей умирают раньше, оставляя после себя функциональные оболочки, которые и действуют, - постчеловека» [2]. Следствием того, что человек признает господство над собой «технологического императива», становится перерождение культуры в тектуру. «Тектура», предложенный В. Кутыревым термин, - гибрид от «культура» и «техника». Тектура – это культура искусственного мира, культура постчеловека.
    Многие авторы связывают глобальный кризис современности с анализом постмодернизма – стиля современной эпохи. Ж.-Ф. Лиотар назвал постмодернизм антитезой всей современной истории, выделив такие его черты как плюралистичность мира вместо монизма; апология расщепленной личности вместо автономии индивида; богоотступничество вместо веры.
    Однако деконструктивизм постмодернизма, как это ни парадоксально на первый взгляд, может обернуться необходимым шагом, который делает эволюция на своем пути при переходе к новому витку развития. Постмодернизм, являясь идеологией конца субъекта или атомарного индивида, готовит переход к новому экологическому сознанию, формирует личность, ориентированную на ценность коллективного бытия. Черты такого мира слагаются в современной науке. Явления коэволюции (сопряженная эволюция), синергетика, изучающая совместные, кооперативные процессы, системный подход и холистическое мировидение, глобальный эволюционизм и экологизация естествознания, - таковы реальности современной науки.
    Инвайронментализм, опираясь на эволюционно-синергетическое видение реальности, предлагает «децентрализованное социальное устройство». Один из организаторов экологического движения в США Б. Токар предложил новый проект общественного устройства, который назван автором «биорегионализм». Биорегион – это область, определяемая не политическими границами, а естественными, биологическими и геологическими особенностями. Биорегионализм предполагает разрушение «племенного», «кланового» сознания, разрушения наций.
    Биорегионализм предполагает также прекращение господства западной культуры над прочими формами культуры. Активисты экологического движения выдвигают новый общественно-политический проект: не социалистическое и не капиталистическое, а постматериальное общество, которое должно вызреть в недрах современной цивилизации. Идеологию постматериализма теоретик экологического движения в Америке Р. Пэлке обозначает просто термином «инвайронментализм». Экологический феномен заставляет пересмотреть само понятие идеологии, отмечает он, поскольку идеология в настоящее время означает нечто большее, чем вопросы экономических интересов разных классов [3].

    Список литературы
    1. Черникова И.В. Новые реальности мира и проблема человека // Философия как учение о человеке. - Томск, 1995. - С.167-184.
    2. Кутырев В. Естественное и искусственное: борьба миров. - Нижний Новгород, 1994. - С.138.
    3. Paelke R. Enviromentalism and the future of progressive politics. - New Haven. L.,1989. - 325p.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]





Сообщение: 7
Зарегистрирован: 31.10.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.10 20:52. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 12
Зарегистрирован: 05.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.10 23:11. Заголовок: Токар предложил нов..



 цитата:
Токар предложил новый проект общественного устройства, который назван автором «биорегионализм». Биорегион – это область, определяемая не политическими границами, а естественными, биологическими и геологическими особенностями. Биорегионализм предполагает разрушение «племенного», «кланового» сознания, разрушения наций.
Биорегионализм предполагает также прекращение господства западной культуры над прочими формами культуры. Активисты экологического движения выдвигают новый общественно-политический проект: не социалистическое и не капиталистическое, а постматериальное общество, которое должно вызреть в недрах современной цивилизации. Идеологию постматериализма теоретик экологического движения в Америке Р. Пэлке обозначает просто термином «инвайронментализм». Экологический феномен заставляет пересмотреть само понятие идеологии, отмечает он, поскольку идеология в настоящее время означает нечто большее, чем вопросы экономических интересов разных классов.



Всё это безумно интересно. Но мне кажется, что все эти проекты - отголоски учения В.И. Вернадского о ноосфере. А Вы не упомянули даже его имени.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 15.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.10 09:50. Заголовок: Добрый день! Действи..


Добрый день! Действительно учения В.И. Вернадского, Леруа и Тейяр де Шардена в некоторых аспектах схожи с основными проблемами данного тезиса. Однако, в данном тезисе хотелось бы упомянуть, что инвайронментальная парадигма рассматривает приоритет Природы над Человеком. Я преклоняюсь перед творчеством Владимира Ивановича, но всё же необходимо признать, что точного определения своего учения он не оставил. Что касается упоминания имени великого советского украинского учёного и философа, то нам думается, что здесь описывается не вполне учение о ноосфере, а скорее наоборот о переходе ноосферы в подлинную биосферу, ограничивающую вмешательство человека в окружающую среду.
Большое спасибо за комментарий.
Кстати, проблемой ноосферы занимаюсь уже давно. если Вам будет интересно, то в Донецке, правда не знаю с какой периодичностью, проходит конференция именно посвящённая воззрениям В.И. Вернадского. Однажды мне удалось на ней поучаствовать. Информацию можно найти на сайте Донецкого университета.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет