Отправлено: 13.02.09 16:46. Заголовок: Науменко О.А. Экологический поворот: от науки к инвайронментализму?
Тема: Экологический поворот: от науки к инвайронментализму? Науменко О.А., магистр философии Национальный Университет Узбекистана
Экология изначально понималась как наука об окружающей среде. Причем, среда воспринималась как нечто внешнее по отношению к познающему субъекту. Задача современной экологии может быть интерпретирована как построение интегральной теоретической модели такой нелинейной системы, как биосфера, в единстве ее биотических, абиотических и антропогенных характеристик. К такой постановке задачи экологическая наука пришла не сразу. Можно выделить три этапа последовательного усложнения предмета исследования. На первом – акцент делался на изучение закономерностей функционирования биотического компонента в системе взаимосвязей организма и среды. На втором этапе предметом анализа становится биосфера в единстве ее биотических и абиотических структур. При этом, как правило, эволюция биосферы исследуется вне учета техногенной деятельности человека. Третий этап связан с разработкой концептуальных моделей коэволюции человека и биосферы, т.е. предполагает системное описание ситуаций взаимодействия общества и окружающей среды. Подход, формирующийся в новой становящейся науке, исследователи обозначают разными терминами как системная, холистическая, синергетическая парадигма, как экологизация науки. Но все эти обозначения, по существу, «схватывают» разные аспекты одного явления: через отказ от дуалистического мировосприятия формирование новых отношений «Человек – Природа». В западноевропейской культуре «модель заменила эйдос», рационализм ориентировал на познание сущности и выявление универсальных законов, объективных истин. Сегодня объективистская позиция, т.е. отношение к миру, как к чему-то внешнему, сменяется иной позицией, в которой мир и человек едины. Анализируя особенности экологического мышления, исследователи указывают, что одним из признаков экологизации естествознания является отказ от представлений, согласно которым природа – это кладовая богатств и объект нашего знания, а затем уже все остальное. Экологическое мышление развивает понимание природы как системы организмического типа, спонтанной, живой, самоорганизующейся, не как сущности, а как существа. Последний аспект подчеркивается в работах Ф. П. Гиренка. Экологическое мышление, развивает понимание того, подчеркивает он, что у знания нет примата по отношению к жизни. Во всяком случае, жизнь человека, равно как и среда его жизни, - это не предикат знания. Наоборот, люди сначала должны жить, а потом уже они способны что-то знать о своей жизни. Рассматривать природу не логически, а бытийно, не как объект, а как среду жизни, избавляясь от противопоставления сущностей и существования, фактов и необходимости. Мир, как объект, полностью определен законами. Мир, как индивид, как существо, спонтанно доопределяется. Другой аспект экологизации естествознания в том, что объектами современной науки становятся «человекоразмерные» объекты, такие как «окружающая среда», «биосфера». Познание такого рода объективно невозможно с позиций внешнего наблюдателя. Современная наука констатирует взаимосвязь всего сущего и, прежде всего, человека с его экосистемой. Природа – предельно расширенное «Я», а «Я» есть природа. Третий аспект экологизации естествознания связан с коэволюционнной концепцией, где коэволюция, совместная, сопряженная эволюция системы и ее среды, - есть новая трактовка эволюции природы. Поясняя суть коэволюции, В. А. Кутырев указывает на связанность компонентов коэволюционного комплекса друг с другом не единством субстрата, а единством функции. Внешней среды для природного комплекса, составляющие которого эволюционируют совместно, как бы нет, она трансформируется в сеть взаимосвязей компонентов. В рамках коэволюционной концепции имеются способы взаимодействия человека с внешним миром. Деятельностная установка ориентирована на переделку природы, прогрессистский рационализм – на овладение ресурсами, знанием, истиной. Коэволюционный подход не исключает деятельностного отношения к миру, однако, трансформирует целевые установки. Целью становятся не внешние ценности, не прогресс как самоцель, а человек. Учение о человеке – философская антропология претерпевает движение в сторону духовности как реального фактора бытия, как участника эволюционной динамики [1]. В работах В. А. Кутырева, Ф. И. Гиренка, Т. Роззака, Б. Колликота показана взаимосвязь экологии природы и экологии духа. Приведем несколько ярких высказываний. Техногенная культура имеет своим продуктом не только «расхристанную» природу, развитие человечества по техногенным стандартам пишет В. Кутырев, это путь на Голгофу, путь к потере себя, к постчеловеку. «Долгое время было принято считать, что существуют бессмертные души и бренные тела. Но коварство безбожного технического мира в том, что души людей умирают раньше, оставляя после себя функциональные оболочки, которые и действуют, - постчеловека» [2]. Следствием того, что человек признает господство над собой «технологического императива», становится перерождение культуры в тектуру. «Тектура», предложенный В. Кутыревым термин, - гибрид от «культура» и «техника». Тектура – это культура искусственного мира, культура постчеловека. Многие авторы связывают глобальный кризис современности с анализом постмодернизма – стиля современной эпохи. Ж.-Ф. Лиотар назвал постмодернизм антитезой всей современной истории, выделив такие его черты как плюралистичность мира вместо монизма; апология расщепленной личности вместо автономии индивида; богоотступничество вместо веры. Однако деконструктивизм постмодернизма, как это ни парадоксально на первый взгляд, может обернуться необходимым шагом, который делает эволюция на своем пути при переходе к новому витку развития. Постмодернизм, являясь идеологией конца субъекта или атомарного индивида, готовит переход к новому экологическому сознанию, формирует личность, ориентированную на ценность коллективного бытия. Черты такого мира слагаются в современной науке. Явления коэволюции (сопряженная эволюция), синергетика, изучающая совместные, кооперативные процессы, системный подход и холистическое мировидение, глобальный эволюционизм и экологизация естествознания, - таковы реальности современной науки. Инвайронментализм, опираясь на эволюционно-синергетическое видение реальности, предлагает «децентрализованное социальное устройство». Один из организаторов экологического движения в США Б. Токар предложил новый проект общественного устройства, который назван автором «биорегионализм». Биорегион – это область, определяемая не политическими границами, а естественными, биологическими и геологическими особенностями. Биорегионализм предполагает разрушение «племенного», «кланового» сознания, разрушения наций. Биорегионализм предполагает также прекращение господства западной культуры над прочими формами культуры. Активисты экологического движения выдвигают новый общественно-политический проект: не социалистическое и не капиталистическое, а постматериальное общество, которое должно вызреть в недрах современной цивилизации. Идеологию постматериализма теоретик экологического движения в Америке Р. Пэлке обозначает просто термином «инвайронментализм». Экологический феномен заставляет пересмотреть само понятие идеологии, отмечает он, поскольку идеология в настоящее время означает нечто большее, чем вопросы экономических интересов разных классов [3].
Список литературы 1. Черникова И.В. Новые реальности мира и проблема человека // Философия как учение о человеке. - Томск, 1995. - С.167-184. 2. Кутырев В. Естественное и искусственное: борьба миров. - Нижний Новгород, 1994. - С.138. 3. Paelke R. Enviromentalism and the future of progressive politics. - New Haven. L.,1989. - 325p.
Сообщение: 12
Зарегистрирован: 05.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 06.03.10 23:11. Заголовок: Токар предложил нов..
цитата:
Токар предложил новый проект общественного устройства, который назван автором «биорегионализм». Биорегион – это область, определяемая не политическими границами, а естественными, биологическими и геологическими особенностями. Биорегионализм предполагает разрушение «племенного», «кланового» сознания, разрушения наций. Биорегионализм предполагает также прекращение господства западной культуры над прочими формами культуры. Активисты экологического движения выдвигают новый общественно-политический проект: не социалистическое и не капиталистическое, а постматериальное общество, которое должно вызреть в недрах современной цивилизации. Идеологию постматериализма теоретик экологического движения в Америке Р. Пэлке обозначает просто термином «инвайронментализм». Экологический феномен заставляет пересмотреть само понятие идеологии, отмечает он, поскольку идеология в настоящее время означает нечто большее, чем вопросы экономических интересов разных классов.
Всё это безумно интересно. Но мне кажется, что все эти проекты - отголоски учения В.И. Вернадского о ноосфере. А Вы не упомянули даже его имени.
Добрый день! Действительно учения В.И. Вернадского, Леруа и Тейяр де Шардена в некоторых аспектах схожи с основными проблемами данного тезиса. Однако, в данном тезисе хотелось бы упомянуть, что инвайронментальная парадигма рассматривает приоритет Природы над Человеком. Я преклоняюсь перед творчеством Владимира Ивановича, но всё же необходимо признать, что точного определения своего учения он не оставил. Что касается упоминания имени великого советского украинского учёного и философа, то нам думается, что здесь описывается не вполне учение о ноосфере, а скорее наоборот о переходе ноосферы в подлинную биосферу, ограничивающую вмешательство человека в окружающую среду. Большое спасибо за комментарий. Кстати, проблемой ноосферы занимаюсь уже давно. если Вам будет интересно, то в Донецке, правда не знаю с какой периодичностью, проходит конференция именно посвящённая воззрениям В.И. Вернадского. Однажды мне удалось на ней поучаствовать. Информацию можно найти на сайте Донецкого университета.
Все даты в формате GMT
7 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет