snowwhite Здравствуйте. Да, статью я загрузила сама. Но это не предполагается для всех участников. это была моя "самодеятельность".Просто форум 2011 года откроется в конце апреля, и неизвестна точная дата.
Snowwhite, Благодарю за оценку моей статьи. Направление моей деятельности - стилистика,или,по определению Б.Ларина,эстетика слова.Это анализ текста на стыке литературоведения и линвистики,а также обращение особого внимания на форму слова,поскольку форма слова рассматривается как категория,наделённая самостоятельной семантикой,накладывающейся на семантику самого слова.
Вера Павленко Здравствуйте, Вера. Очень интересная статья. Скажите, как вы думаете, почему карманные часы появляются именно у м-сье Пьера, которы является палачом? Это может быть как-то связано с процессом убивания главного героя временной неопределенностью?
Вера Павленко Великолепная статья! Я сама очень люблю Набокова, но до сих пор не обращала внимания на такие приемы, как временную неопределенность и коммуникативную разобщенность. Вы заставили меня по-новому взглянуть на некоторые особенности его стиля. Скажите, вы пишете о часовом как о страже времени. А есть в романе еще какие-нибудь стражи времени? И вообще стражи как таковые?
Вера Павленко Готично. Я имею в виду и название, и саму статью. А вообще, без иронии, здорово: в небольшой статье уместить так много мыслей... Скажите, почему 1-я часть названия работы - "Смерть как текст"? И может ли алогизм времени быть вызван тем, что восприятие времени преломляется через сознание главного героя?
Отправлено: 09.05.11 21:50. Заголовок: Mara Mars Здравству..
Mara Mars Здравствуйте, Mara. Спасибо за Ваше мнение. Да, с одной стороны, появление карманных часов именно у палача связано с тем, что палач и тюремщики главного героя контролируют, сколько ему осталось времени жить. Тем боле, точное время в романе связано именно с появлением директора тюрьмы Родрига Ивановича и тюремщика Родиона. Так что карманные часы на руке палача - своего рода символ власти над временем жизни Цинцинната. С другой стороны, этот контроль мнимый. Главный герой должен осознать мнимость существующего порядка, в том числе и связанного со временем, и отклонить "приглашение на казнь", что он в конце и делает.
Dima Andreev Dima, а где это Вы в моей статье готику нашли? Это не самая готическая часть моего исследования. Но про название я согласна. Первая часть названия связана с эссе А. Битова "Смерть как текст. Ясность бытия", где он говорит о том, как следует понимать смерть в творчестве В. Набокова. Он говорит о том, что тот, кто создает книгу, должен при ее создании умереть. Его душа перейдет в текст - и освободится от ложности мира. А тот, кто владеет книгой, владеет и миром (один из постулатов гностической философии). И, следовательно, смерть в набоковских текстах - не смерть в ее привычном понимании, а одна из основ особого типа существования - не на земле, но и не совсем после смерти. Другая причина, почему я взяла в качестве части названия именно "смерть как текст", - это мое желание исследовать лингвистическую сторону мертвого мира, описанного в романе. Сам роман, с одной стороны, пропитан этим мертвым миром (одно описание дряхлеющего города чего стоит!), но, с другой, эта смерть завораживает и притягивает. И происходит такое притяжение именно за счет необычного, играющего языка романа.
Отправлено: 09.05.11 22:14. Заголовок: Ann Hell Здравствуй..
Ann Hell Здравствуйте, Ann. Я сама тоже очень люблю Набокова, и на его языковые приемы меня заставил взглянуть именно роман "Приглашение на казнь". Я по-новому оценила творчество В. Набокова. Что касается Вашего вопроса, то в качестве "стражей времени" можно выделить две группы персонажей: 1) стражи, отсчитывающие, сколько Цинциннату осталось до с м е р т и (отрицательные): м-сье Пьер, Родриг Иванович - директор тюрьмы, Родион - тюремщик, адвокат Родриг Виссарионович; 2) стражи, пытающие сосчитать именно время ж и з н и Цинцинната: сам Цинциннат, его мать Цецилия Ц. Другие стражи в романе присутствуют. Это: страж жизни - Цинциннат Ц., Цецилия Ц.; страж патриархальных семейных устоев - тесть главного героя; стражи смерти - палач, директор тюрьмы; стражи закона - адвокат, прокурор; стражи супружеской измены - Марфинька, жена Цинцинната. Ну, и самый главный "страж" в романе - автор. Он стоит на страже баланса происходящих в тексте событий. Более того, он не просто страж, он еще и правитель, потому что именно он управляет всем происходящим в тексте.
Вера Павленко Статья великолепная! Вообще, языком Набокова занимаются много, но всегда находятся исследователи, которые умеют найти что-то новое. и, тем более, объяснить понятно. У Вас это получилось (причем без всякой лести!). У меня такой вопрос: Вы пишете об использовании лексических оборотов с оттенком неопределенности и об лексических повторах. Насыщает ли такое использование речь персонажей словами-паразитами, что следовательно, указывает на их принадлежность к мертвоу миру? Или В. Набоков не концентрирует повторы одних и тех же оборотов?
Вера Павленко Здравствуйте, Вера. Хотелось бы, во-первых, похвалить Вашу статью, отметить композиционную стройность, логическую завершенность, аргументированность и достаточное количество примеров на каждый заявленный Вами пункт. Очень важно, что Вы приводите таблицу с полями анализа и указываете, что "поведение часов" - одно из них: читателям становится ясны истоки Вашей темы. Вы используете полевый подход, который, действительно, является одним из удобнейших для ведения анализа. Во-вторых, хотелось бы задать Вам несколько вопросов: 1) "с банальной унылостью" - действительно субстантивированный оборот?; 2) Есть ли в романе еще примеры ложной этимологии (наподобие слова "часовой")? 3) Характерно ли для Набокова использование окачествленных прилагательных? 4) Можно ли рассмотреть первые 8 глав романа как одну из стадий осознания Цинциннатом своего положения (в восьмой главе он пишет: "Сегодня восьмой день...". До этого никаких заметок о том, сколько дней главный герой проводит в крепости, мы не находим). Заранее благодарю за ответ.
Отправлено: 15.05.11 19:24. Заголовок: Ann Calm Здравствуй..
Ann Calm Здравствуйте, Ann. Спасибо за Ваш комментарий и вопросы. Что касается использования лексических оборотов и повторов, то Набоков не концентрирует их в одном абзаце, они у него разлиты по тексту. Но использование повторов частиц "так", "тут" насыщает речь некоторых персонажей, например, м-сье Пьера, для которого употребление этих частиц особенно характерно, словами-паразитами. И это, безусловно, указывает на принадлежность Пьера к мертвому миру, потому что речь, насыщенная словами-паразитами, - мертвая. Тот, кто живой, может разнообразить свои слова, найти синонимы. А словоблудие, которому подвержено большинство мертвых персонажей романа (директор тюрьмы, м-сье Пьер, адвокат) напоминает словоблудие Иудушки Головлева из "Господ Головлевых". Они пытаются запутать главного героя в сети своих слов и убедить его перейти в мертвый мир полностью (душой).
Отправлено: 15.05.11 19:47. Заголовок: Багрова С. Здравств..
Багрова С. Здравствуйте. Благодарю за подробный комментарий к моей статье. Что касается Ваших вопросов, то с удовольствием отвечаю на них. 1) "с банальной унылостью" - действительно субстантивированный оборот, потому что словосочетанию со связью "согласование" выступает в данном контексте в роли наречия. Это семантическая субстантивированность. 2) Да, есть. В тексте мы встречаем следующий окказионализм: "грибное г у б ь е сослагательного". Окказионализм – «губье» - образован от слова «губы», которым в народе называются грибы. Верность этого предположения подтверждает и наличие эпитета "грибное". 3) Да, это один из его любимых приемов. Например, окачествление относительных прилагательных за счет перенесения признака субъекта (творящего, производящего действие – человека) на объект (то, с помощью чего производится или на что направлено действие): «чистый, презрительный почерк». «Презрительный» - характеристика пишущего, так что в данном случае мы видим перенос характеристики пишущего на результат действия «писать» - почерк. 4) Я считаю, что можно. Первые 8 глав Цинциннат осознает произошедшее с ним, затем, до главы 15 он пробуждается, что выражается в его активных дневниковых записях, последние 5 - приближение к смерти, отчаяние, ужас, глава 20-я - осознание ложности всего происходящего вокруг и отклонение "приглашения на казнь".
Все даты в формате GMT
7 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет