АвторСообщение
администратор


Сообщение: 33
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 13:13. Заголовок: Дюпина Ю.В. Семантика белого и черного цветов в поэзии В.Высоцкого


    Тема: Семантика белого и черного цветов в поэзии В.Высоцкого
    Дюпина Ю.В., ассистент кафедры иностранных языков
    Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

    В результате многолетних исследований лингвисты построили своего рода иерархию цветовых обозначений в разных языках. Так, по мнению Т.А. Михайловой, «минимальным набором» являются слова, обозначающие белый (светлый) и черный (темный) [Михайлова 1996: 48]. Следовательно, именно эти цвета являются основными. В языке может не быть обозначений для остальных оттенков Люди, владеющие этим языком, могут вообще не различать другие цвета, но белый и чёрный они обязательно назовут и распознают.
    Белым цветом маркируются у Высоцкого разнообразные предметы и явления реального и ирреального мира. Белый цвет – цвет зимы, льда, смерти, кожи человека, больничного халата, ангелов и лебедей. Цветовое и световое значение оживает у Высоцкого в устойчивом сочетании «белый свет»:
    Как хорошо устроен белый свет! –
    Меня вчера отметили в приказе:
    Освободили раньше на пять лет, -
    И подпись: «Ворошилов, Георгадзе».
    («Мы вместе грабили одну и ту же хату…»)

    Что нам слава, что нам Клава –
    Медсестра – и белый свет!..
    Помер мой сосед, что справа,
    Тот, что слева, - ещё нет.
    («Песня о госпитале»)

    Покажу вам «козью морду» настоящую в лесу,
    Распишу туда – сюда по трафарету, -
    Всех на роги намотаю и по кочкам разнесу,
    И ославлю по всему белу свету.
    («Песня про козла отпущения»)

    В поэзии Высоцкого белый цвет часто получает традиционную интерпретацию, где он имеет позитивное содержание. В «Балладе о двух погибших лебедях» действие разворачивается в двух пространствах - земном и небесном. Характерно, что при описании небесного пространства белыми являются лебеди, которых поэт сравнивет с белыми ангелами:

    Ну и забава у людей –
    Убить двух белых лебедей!..
    Она жила под солнцем – там,
    Где синих звезд без счета...
    Ты воспари – крыла раскинь –
    В густую трепетную синь...
    Двум белым ангелам сродни,
    К земле направились они.

    Белый цвет в этом стихотворении несёт семантику чистоты и нежности, невинности, любви и страсти. Это ощущение подтверждается и выбором слов для описания земного пространства: здесь нет наименования темных цветов, но строки:

    Трубят рога: скорей, скорей!
    И копошится свита.
    Душа у ловчих без затей,
    Из жил воловьих свита

    явно контрастируют с описанием любви белых лебедей.
    «Песня про белого слона» насыщена цветообозначениями белого (12 номинаций со значением белого в контексте). В нем также присутствуют цветообозначения серого («серые слоны», «собратья серые»). «Песня про белого» слона представляет собой яркий пример произведения, где реализуется оппозиция «белый – серый». Серый здесь имеет значение посредственности, заурядности, обычности, в то время как белый, напротив, - исключительности. Белый цвет опять же приобретает позитивное содержание: белый приносит счастье, он - «белая ворона» среди «собратьев серых».
    В стихотворении «Иван да Марья» белый цвет передаёт семантику радушия и гостеприимства:

    Тагара – матагара,
    Вот какая ярмарка:
    Празничная, вольная,
    Белохлебосольная.

    Но семантика белого в творчестве Высоцкого далеко не всегда позитивна, «что в известной мере противоречит литературной (и общекультурной) традиции» [Купчик 2006: 142]. В стихотворении «Гололёд» белый цвет несёт в себе семантику обреченности, статичности и смерти. Автор рисует картину зимнего пейзажа, используя практически только одну примету этого времени года – гололёд:

    Гололёд на Земле, гололёд –
    Целый год напролет гололёд.
    Гололёд, гололёд, гололёд –
    Целый год напролет, целый год.

    Нагнетание одного образа позволяет зрительно представить картину в белых тонах. В древней христианской символике белый цвет – символ причастности к ангельскому чину, лику блаженных, святых и т.д. Этот цвет традиционно обозначает чистоту, невинность и торжественность. В контексте же стихотворение «Гололед» он приобретает иную семантику. На самом деле, как утверждает Л.Н. Миронова, белый «неразделим с идеей абсолютного покоя, холода и пустоты, эквивалентом которого является смерть» [Миронова 1993: 174]. Поэтому белый – это и цвет погребальных саванов (как в нашем случае: «В саван белый одета планета // Люди, падая, бьются об лёд»), привидений, траурной раскраски и одежды у некоторых народов.
    Сложная семантика белого реализуется и в другом произведении, где поэт снова рисует картину зимнего пейзажа – «Проделав брешь в затишье...». На этот раз белый цвет зимы, снега, позёмки, мороза и вьюги практически равняется темному цвету:

    И битва идет с переменным успехом:
    Где свет и ручьи – где позёмка и мгла...
    А в зимнем тылу говорят об успехах,
    И наглые сводки приходят из тьмы.

    Это стихотворение является ярким примером того, когда белый (светлый) и черный (темный) являются контекстуальными синонимами. «Белые рати зимы» приходят из тьмы и мрака, они же «бросают белый флаг», а мороз «играет с вьюгой свадьбу» (свадьба тоже несет в себе скрытую косвенную семантику белого), которая оказывается вовсе и не свадьбой, а дьявольским шабашем.
    Два основных цвета – белый и черный «как в древности, так и в другие времена часто выступают в роли мифов, то есть знаков, неразделимых с означаемым (ещё не разделившихся или вновь воссоединенных волей художника» [Миронова 1993: 174]. Именно в этом аспекте следует воспринимать представленную в творчестве Высоцкого оппозицию «черный – белый». «Универсальная для всех времён и культур оппозиция, предопределённая антонимическими свойствами данных цветовых слов в их переносных и символических значениях» [Зубова 1989: 117] получает у Высоцкого традиционную интерпретацию, когда чёрное имеет негативное содержание, а белое – позитивное. Более того, Высоцкий, как истинный художник слова, использует эти два цвета для достижения эффекта контраста, с помощью которого при чтении стихотворения возникает яркий зрительный образ. Играя на контрастах, поэт создаёт следующие чёрно-белые образы:
    Сколько кануло, сколько схлынуло!
    Жизнь кидала меня – не докинула.
    Может спел про вас неумело я,
    Очи чёрные, скатерть белая?!
    («Старый дом»)
    Шабаш калился и лысел,
    Пот лился горячо, -
    Раздался звон – и ворон сел
    На белое плечо.
    («Ошибка вышла»)

    Ворон здесь является косвенной номинацией чёрного. Мы подсознательно видим ворона в «черном цвете», тем более что у Высоцкого и в других стихотворениях встречается чёрный ворон («Пусть над нами кружат чёрны вороны, // но он дорог мне и в неволе» («Иван да Марья»).
    Если белый цвет у Высоцкого амбивалентен, может быть позитивным, и негативным, то чёрный практически всегда негативный. Интересно, что признаком «черноты» Высоцким чаще всего отмечено то, что окружает человека. Черными могут оказаться женщины, лёгкие, сапоги, воронок, очи, повязки на глазах, хлеб, флаг и т.д.
    Цветообозначение черный нередко употребляется Высоцким по отношению к предметам, олицетворяющим вероломство, насилие и горе:

    Ушли года, как люди в чёрном списке, -
    Все в прошлом, я зеваю от тоски.
    («Посещение Музы, или песенка плагиатора»)

    Часто этим предметом являются «вечные» символы правоохранительных органов:

    Вот они подъехали – показали аспиду!
    Супротив милиции он ничего не смог:
    Вывели болезного, руки ему за спину
    И с размаху кинули в чёрный воронок.
    («Песенка-сказка про джина»)
    Армян в браслетах и серьгах
    Икрой кормили где-то,
    А друг мой в чёрных сапогах –
    Стрелял из пистолета.
    («Открытые двери больниц, жандармерий…»)
    Где твой черный пистолет?
    На Большом Каретном.
    («Большой Каретный»)

    Зловещий смысл чёрного цвета подчёркнут использованием в качестве цветонаименований глагольных форм с негативной семантикой. Обычно они употребляются в значении «обманывать», «порочить» или «угасать», «болеть»:
    Чернели женщины от горя,
    Как плодородная земля, -
    За ними вслед чернели горы,
    Себя огнём испепеляя.
    («Водой наполненные горсти…»)
    Знаю я, своих друзей чернить неловко…
    («Татуировка»)

    Обозначения чёрного цвета встречаются у Высоцкого, как ни странно, при упоминании предметов поклонения верующих людей (икон). В стихотворении «Старый дом» «черная копоть» под иконами олицетворяет зло, невежество и безбожие:

    О таких домах
    Не слыхали мы.
    Долго жить впотьмах
    Привыкали мы –
    Испокону мы в зле да в шёпоте,
    Под иконами в чёрной копоти.

    Итак, мы видим, что в поэзии Высоцкого реализуются традиционное символическое противопоставление белого и черного цветов. В художественном творчестве поэта преобладают более поздние представления о белом цвете как показателе чистоты, молодости, радости, доброты, а о чёрном – как символе зла, несчастий и траура. Но тем не менее подобные сочетания двух диаметрально противоположных начал белого и чёрного, положительного и отрицательного, светлого и тёмного в одновременном противопоставлении повлияло на значение одного из двух цветов. А именно: семантика белого подверглась модификации, переосмыслению, что объясняется амбивалентностью значений белого цвета. Поэтому белый цвет в палитре Высоцкого нередко может быть сопряжён с горем и смертью, то есть быть синонимичным черному.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Михайлова Т.А. Кровь на снегу // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. №2. – М., 2003. – №5. – С.48-55.
    2. Купчик Е.В. Картина образного мира Александра Городницкого. – Тюмень: Мандр и Ка, 2006.
    3. Миронова Л.Н. Учение о цвете. Минск: Высш. шк, 1993.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 18.02.09
Откуда: Россия, Пенза
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 04:28. Заголовок: Я очень внимательно ..


Я очень внимательно прочла Ваш доклад. Работа показалась мне очень интересной и содержащей в себе потенциал для дальнейшего изучения. Но мне показались неясными ее цель и возможность применения на практике.

У меня сегодня радость - я кому-то сделал гадость Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 156
Зарегистрирован: 05.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.10 20:29. Заголовок: Автор пишет:Цветообо..


Автор пишет:
 цитата:
Цветообозначение черный нередко употребляется Высоцким по отношению к предметам, олицетворяющим вероломство, насилие и горе...Часто этим предметом являются «вечные» символы правоохранительных органов:
1.
Вот они подъехали – показали аспиду!
Супротив милиции он ничего не смог:
Вывели болезного, руки ему за спину
И с размаху кинули в чёрный воронок.
(«Песенка-сказка про джина»)
2.
Армян в браслетах и серьгах
Икрой кормили где-то,
А друг мой в чёрных сапогах
Стрелял из пистолета.
(«Открытые двери больниц, жандармерий…»)
3.
Где твой черный пистолет?
На Большом Каретном.
(«Большой Каретный»)

Несколько удивлена подобной трактовкой.
1. Посмотрим в словарь. Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 го модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.
Воронок не мог быть другого цвета!
2. 3. Черный цвет сапог, черный цвет пистолета - вполне реалистичны.
В 1978 г. (год написания «Открытые двери больниц, жандармерий…») думаю , что и во Франции основным цветом сапог был черный.
Да и пистолеты, как правило, черного цвета.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет