|
Отправлено: 16.02.09 00:08. Заголовок: Чебакова И.А. Проблемы этнической идентичности и межэтнического взаимодействия молодежи...
Тема: Проблемы этнической идентичности и межэтнического взаимодействия молодежи в полиэтническом пространстве города Сургута Чебакова И.А. Сургутский государственный педагогический университет Социально–экономические и политические процессы, происходящие в последние два десятилетия в нашей стране, привели к тому, что в настоящее время в сфере межэтнических отношений сложились две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит стремительное включение российского общества в повсеместный процесс глобализации, сущность которого заключается в унификации ценностей и стирании этнокультурных различий между народами. С другой стороны, стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры породили повсеместный интерес к своим корням у отдельных личностей и целых народов. Этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, ценностей и готовность к сходному образу мыслей. Это построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Чем больше членов этнической группы разделяют общую идентичность, тем больше вероятность совместных действий в ее защиту [1, стр.75]. По мнению А.А. Выскочил, центральными моментами для ощущения группой психологической безопасности и стабильности являются устойчивость идентичности и позитивная идентичность. «Индивиды стремятся повышать свою позитивную идентичность и защищать ее. Именно поэтому этническая идентичность выступает психологической основой этнополитической мобилизации, которая рассматривается как готовность людей, объединенных по этническому признаку, к совместным действиям по реализации национальных интересов. В критических социальных ситуациях, связанных с изменением характера межэтнических отношений, этническая идентичность может принимать кризисные формы» [3, стр. 223]. Вырабатываемая в условиях этнополитической и этноконфессиональной нестабильности, этническая идентичность нередко приобретает преувеличенное позитивное отличие своей группы от других, предельно обостряя вопросы отношения к иному, «другому», «чужому», что в свою очередь приводит к росту конфликтности и национальной нетерпимости, радикализму национальных движений. В последние годы в нашей стране стали активно заявлять о себе различные националистические организации и группировки. При этом по большей части, деятельность подобных организаций ориентирована на современную молодежь. Именно молодое поколение является целевой аудиторией и своеобразным резервным потенциалом общественно - политических движений, ориентированных на идеологию и практику национализма. Подтверждением этого являются публикации в прессе о конфликтах и столкновениях в молодежной среде, произошедших на почве межэтнических разногласий. Сургут, возникший на рубеже XIX-ХХ веков, является одним из крупнейших промышленных и культурных центров Ханты–Мансийского автономного округа - Югры. Бурное экономическое развитие города на базе нефтегазового комплекса в последней трети прошлого столетия вызвало огромный приток рабочей силы из разных регионов бывшего СССР и России и сформировало сложный в этническом и конфессиональном плане состав населения. Население современного г. Сургута составляет по официальным данным около 360 тысяч человек, из них около 90 тысячи – молодежь. В городе, помимо русских, доля которых составляет 69,4%, проживают ханты, манси, таджики, азербайджанцы, украинцы, татары и многие другие этносы [4, стр. 14]. С целью получения данных, предоставляющих реальную картину межэтнических отношений, в городе регулярно проводятся социологические исследования. Последнее исследование «Миграционные процессы и межнациональные отношения в городе. Межмуниципальное и международное сотрудничество» было проведено в августе 2007 года. В ходе исследования было опрошено 455 респондентов. Использовалась случайная модель выборки. Для выявления места и значимости этнической идентичности в структуре самокатегоризации молодежи был использован модифицированный тест М. Куна «Кто Я?», при помощи которого исследовалась субъективная значимость этнической идентичности. Максимальная значимость этнической принадлежности выявлена у дагестанцев и азербайджанцев – 12, 9%, минимальная – у белорусов, украинцев, мордвы. Невысокая значимость этнической и конфессиональной идентичности может свидетельствовать либо об отсутствии опыта межэтнического взаимодействия, либо отражать достаточно благоприятную ситуацию в городе. Тем не менее, 47,5% респондентов назвали одним из наиболее проблемных аспектов городской жизни - наплыв приезжего населения с Кавказа и Средней Азии. Возможность заработать - 63,3% и востребованность рабочей силы - 47,0% - реальные мотивы миграции в Сургут. Почти 2/3 объема мигрантов составляют выходцы из бывших республик СССР – из Средней Азии и с Кавказа. Основным качеством мигранта, необходимым для толерантного отношения к нему респонденты определили: порядочность - 45,5%, законопослушность - 45,1%, чистоплотность - 38,2%, уважение к русской культуре и традициям - 35,4%. Данные оценки показывают, что респондентов мало интересуют такие способности/качества мигрантов, как «культурность», «образованность» и даже «трудолюбие» [4, стр. 15]. По данным комплексных опросов современная молодежь враждебно относятся к представителям других этносов в Сургуте – 14,4% в 2005г.; 17,3% в 2007 г., в РФ - 61, 5%. Некоторое обострение «межнациональной тематики» на территории города в период реформирования социально-политического устройства страны (т.е. с начала 90-х годов 20-го века) вполне объяснимо резким повышением уровня иммиграции (экономические и национально-политические беженцы из республик бывшего СССР, торговцы-челноки, гастарбайтеры). В целом можно констатировать, что «межнациональное напряжение» на территории Сургута является в среднем ниже, чем в стране и имеет тенденцию к дальнейшему снижению [4, стр. 17-18]. Ежегодно проводится ряд мероприятий, содействующих гармонизации межэтнических отношений в городе: ежегодная встреча Главы города с руководителями национальных общественных объединений, фестиваль национальных культур «Соцветие», цикл телепередач «Соцветие», рассказывающий о различных культурах и жизни их представителей, конкурс на гранты Администрации города в области гармонизации межэтнических отношений, проект «Школа адаптации», направленный на содействие адаптационным процессам в среде иммигрантов и другие. Очень важно, что Сургут все же имеет ресурсы толерантности: • сохранена традиция интернационального сосуществования и сотрудничества; • объединяющая роль русского языка (русских 69%, а на русском языке общаются в семье 88,8% и на работе – 83,7 %); • высокий процент межнациональной брачности в городе и округе, порядка 30%, в то время как в России в среднем 17% национально-смешанных браков [4, стр. 41]; • есть социальные группы, поддерживающие политику Администрации в формировании толерантных установок в обществе. Все большая часть населения признает необходимость осуществления профилактических мер по отношению расцветших в последние десятилетия невежества и нетерпимости. Анализ данных, включенных в блок этнической толерантности, позволяет сделать следующий общий вывод: молодые люди Сургута - представители всех этнических групп признают дифференцирующую роль этничности, при этом сохраняют толерантное отношение друг к другу, о чем свидетельствует близкая социальная дистанция между ними. При этом этническая идентичность современной молодежи носит крайне противоречивый характер и выражена незначительно. Это может свидетельствовать либо об отсутствии гипертрофированной этнической идентичности, либо о хорошей работе по этнокультурному воспитанию молодежи и низкому уровню межэтнической напряженности. Список литературы: 1. Белинская, Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. - Москва-Казань, 2001. 2. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / М. Н. Губогло. – М., 2003. 3. Октябрьская, И. В., Соболева, С. В. Иностранные мигранты на сибирском рынке труда / И. В. Октябрьская, С. В. Соболева. - Новосибирск, 2006. 4. «Миграционные процессы и межнациональные отношения в городе. Межмуниципальное и международное сотрудничество»: аналит. докл. [рук. проекта Вац А.С.]. – Сургут, 2007 г.
|