АвторСообщение
администратор


Сообщение: 301
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 00:08. Заголовок: Чебакова И.А. Проблемы этнической идентичности и межэтнического взаимодействия молодежи...


    Тема: Проблемы этнической идентичности и межэтнического взаимодействия молодежи в полиэтническом пространстве города Сургута
    Чебакова И.А.
    Сургутский государственный педагогический университет

    Социально–экономические и политические процессы, происходящие в последние два десятилетия в нашей стране, привели к тому, что в настоящее время в сфере межэтнических отношений сложились две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит стремительное включение российского общества в повсеместный процесс глобализации, сущность которого заключается в унификации ценностей и стирании этнокультурных различий между народами. С другой стороны, стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры породили повсеместный интерес к своим корням у отдельных личностей и целых народов.
    Этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, ценностей и готовность к сходному образу мыслей. Это построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Чем больше членов этнической группы разделяют общую идентичность, тем больше вероятность совместных действий в ее защиту [1, стр.75]. По мнению А.А. Выскочил, центральными моментами для ощущения группой психологической безопасности и стабильности являются устойчивость идентичности и позитивная идентичность. «Индивиды стремятся повышать свою позитивную идентичность и защищать ее. Именно поэтому этническая идентичность выступает психологической основой этнополитической мобилизации, которая рассматривается как готовность людей, объединенных по этническому признаку, к совместным действиям по реализации национальных интересов. В критических социальных ситуациях, связанных с изменением характера межэтнических отношений, этническая идентичность может принимать кризисные формы» [3, стр. 223].
    Вырабатываемая в условиях этнополитической и этноконфессиональной нестабильности, этническая идентичность нередко приобретает преувеличенное позитивное отличие своей группы от других, предельно обостряя вопросы отношения к иному, «другому», «чужому», что в свою очередь приводит к росту конфликтности и национальной нетерпимости, радикализму национальных движений.
    В последние годы в нашей стране стали активно заявлять о себе различные националистические организации и группировки. При этом по большей части, деятельность подобных организаций ориентирована на современную молодежь. Именно молодое поколение является целевой аудиторией и своеобразным резервным потенциалом общественно - политических движений, ориентированных на идеологию и практику национализма. Подтверждением этого являются публикации в прессе о конфликтах и столкновениях в молодежной среде, произошедших на почве межэтнических разногласий.
    Сургут, возникший на рубеже XIX-ХХ веков, является одним из крупнейших промышленных и культурных центров Ханты–Мансийского автономного округа - Югры. Бурное экономическое развитие города на базе нефтегазового комплекса в последней трети прошлого столетия вызвало огромный приток рабочей силы из разных регионов бывшего СССР и России и сформировало сложный в этническом и конфессиональном плане состав населения. Население современного г. Сургута составляет по официальным данным около 360 тысяч человек, из них около 90 тысячи – молодежь. В городе, помимо русских, доля которых составляет 69,4%, проживают ханты, манси, таджики, азербайджанцы, украинцы, татары и многие другие этносы [4, стр. 14].
    С целью получения данных, предоставляющих реальную картину межэтнических отношений, в городе регулярно проводятся социологические исследования. Последнее исследование «Миграционные процессы и межнациональные отношения в городе. Межмуниципальное и международное сотрудничество» было проведено в августе 2007 года. В ходе исследования было опрошено 455 респондентов. Использовалась случайная модель выборки.
    Для выявления места и значимости этнической идентичности в структуре самокатегоризации молодежи был использован модифицированный тест М. Куна «Кто Я?», при помощи которого исследовалась субъективная значимость этнической идентичности. Максимальная значимость этнической принадлежности выявлена у дагестанцев и азербайджанцев – 12, 9%, минимальная – у белорусов, украинцев, мордвы. Невысокая значимость этнической и конфессиональной идентичности может свидетельствовать либо об отсутствии опыта межэтнического взаимодействия, либо отражать достаточно благоприятную ситуацию в городе.
    Тем не менее, 47,5% респондентов назвали одним из наиболее проблемных аспектов городской жизни - наплыв приезжего населения с Кавказа и Средней Азии. Возможность заработать - 63,3% и востребованность рабочей силы - 47,0% - реальные мотивы миграции в Сургут. Почти 2/3 объема мигрантов составляют выходцы из бывших республик СССР – из Средней Азии и с Кавказа.
    Основным качеством мигранта, необходимым для толерантного отношения к нему респонденты определили: порядочность - 45,5%, законопослушность - 45,1%, чистоплотность - 38,2%, уважение к русской культуре и традициям - 35,4%. Данные оценки показывают, что респондентов мало интересуют такие способности/качества мигрантов, как «культурность», «образованность» и даже «трудолюбие» [4, стр. 15].
    По данным комплексных опросов современная молодежь враждебно относятся к представителям других этносов в Сургуте – 14,4% в 2005г.; 17,3% в 2007 г., в РФ - 61, 5%. Некоторое обострение «межнациональной тематики» на территории города в период реформирования социально-политического устройства страны (т.е. с начала 90-х годов 20-го века) вполне объяснимо резким повышением уровня иммиграции (экономические и национально-политические беженцы из республик бывшего СССР, торговцы-челноки, гастарбайтеры). В целом можно констатировать, что «межнациональное напряжение» на территории Сургута является в среднем ниже, чем в стране и имеет тенденцию к дальнейшему снижению [4, стр. 17-18].
    Ежегодно проводится ряд мероприятий, содействующих гармонизации межэтнических отношений в городе: ежегодная встреча Главы города с руководителями национальных общественных объединений, фестиваль национальных культур «Соцветие», цикл телепередач «Соцветие», рассказывающий о различных культурах и жизни их представителей, конкурс на гранты Администрации города в области гармонизации межэтнических отношений, проект «Школа адаптации», направленный на содействие адаптационным процессам в среде иммигрантов и другие.
    Очень важно, что Сургут все же имеет ресурсы толерантности:
    • сохранена традиция интернационального сосуществования и сотрудничества;
    • объединяющая роль русского языка (русских 69%, а на русском языке общаются в семье 88,8% и на работе – 83,7 %);
    • высокий процент межнациональной брачности в городе и округе, порядка 30%, в то время как в России в среднем 17% национально-смешанных браков [4, стр. 41];
    • есть социальные группы, поддерживающие политику Администрации в формировании толерантных установок в обществе. Все большая часть населения признает необходимость осуществления профилактических мер по отношению расцветших в последние десятилетия невежества и нетерпимости.
    Анализ данных, включенных в блок этнической толерантности, позволяет сделать следующий общий вывод: молодые люди Сургута - представители всех этнических групп признают дифференцирующую роль этничности, при этом сохраняют толерантное отношение друг к другу, о чем свидетельствует близкая социальная дистанция между ними. При этом этническая идентичность современной молодежи носит крайне противоречивый характер и выражена незначительно. Это может свидетельствовать либо об отсутствии гипертрофированной этнической идентичности, либо о хорошей работе по этнокультурному воспитанию молодежи и низкому уровню межэтнической напряженности.

    Список литературы:

    1. Белинская, Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. - Москва-Казань, 2001.
    2. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / М. Н. Губогло. – М., 2003.
    3. Октябрьская, И. В., Соболева, С. В. Иностранные мигранты на сибирском рынке труда / И. В. Октябрьская, С. В. Соболева. - Новосибирск, 2006.
    4. «Миграционные процессы и межнациональные отношения в городе. Межмуниципальное и международное сотрудничество»: аналит. докл. [рук. проекта Вац А.С.]. – Сургут, 2007 г.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 23.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.10 18:21. Заголовок: :sm36: :sm38: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 23.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.10 18:23. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет