АвторСообщение
администратор


Сообщение: 285
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 23:27. Заголовок: Пономарёва С.А. «Жизненный мир» ребенка через призму ценностей


    Тема: «Жизненный мир» ребенка через призму ценностей
    Пономарёва С.А., аспирант, ассистент кафедры социальных наук и технологий МарГТУ
    Марийский государственный технический университет

    В данной статье автор пытался раскрыть жизненный мир подростка, изучая распространенных в его сознании систему ценностей, подверженных влиянию различных явлений, таких как глобализации, технизации, изменяющих ценностные ориентации и моральные представления человека. Полученные сведения позволили сделать вывод о преобладании ценностей, характерных для данного этапа психического развития (подросткового).

    Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.
    «Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».
    Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности, составляет основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни", является составляющей Я-концепции (которая в жизни человека играет важную роль).
    На сегодняшнем этапе развития российского общества важно зафиксировать ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Поэтому была поставлена задача – определить состав наиболее распространенных в сознании молодежи (подростков) ценностей.
    Автором работы было проведено социологическое исследование с целью раскрытия жизненного мира подростка через систему ценностей. В качестве объекта исследования выступили ценности подростков. При решении задач исследования использовался ряд методов: аналитический метод, метод сравнения, формализованное (стандартизированное) интервью, математические методы обработки результатов исследования и т.д. По стадии исследования, интервью является предварительным, используемое на стадии пилотажного исследования, по количеству участников – индивидуальное. Выборку составили респонденты средних общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы. На первой ступени выборки производился случайный отбор общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы. Вторая ступень выборки – отбор подростков 12, 13, 14 лет. В качестве метода сбора информации послужили примерные бланки-интервью, где зафиксированы вопросы интервью.
    Набор ценностей, предложенный подросткам, был позаимствован у М. Рокича, который разделял их на два класса: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
    Интервью подростков средних общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы дало следующие результаты.
    100 % подростков выбрали важную для них терминальную ценность – наличие хороших и верных друзей (ценность-цель). Это и не удивительно. Ведь в этом возрасте друзья приобретают исключительную важность. Каждый подросток стремиться найти «настоящего, верного» друга, который его бы понимал, поддерживал при необходимости, и принимал его ценностные установки и взгляды.
    Кроме того, такие ценности как активная деятельная жизнь (ценность-цель), общественное признание (ценность-цель), счастливая семейная жизнь (ценность-цель), уверенность в себе (ценность-цель), жизнерадостность (ценность-средство), смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (ценность-средство), так же были доминирующими в ответах.
    Наименьшее количество предпочтений имела ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других».
    Можно предположить, что эти выбранные ценности определяют основные потребности подростков: потребность в поддержке, безопасности, которою они находят в счастливой семейной жизни, в наличии хороших и верных друзей; потребность в успехе, проверке своих возможностей, которую видят в общественном признании, активной деятельной жизни, жизнерадостности; потребность в самореализации и развитии собственного Я - смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, уверенность в себе. Иная группировка ценностей позволяет говорить и о наличии потребности в независимости.
    Но с другой стороны, мы можем увидеть иную картину. Существует различная группировка ценностей. Для подростков более значимой оказалась ценность - наличие хороших и верных друзей, т.е. ценность, связанная с личной жизнью или межличностная ценность и т.д. Так же активная деятельная жизнь, общественное признание - индивидуальная ценность, или ценность “активная” или ценность самореализации и т.д.,– ценности самореализации. Счастливая семейная жизнь, жизнерадостность - ценности, связанные с личной жизнью. Возможны и другие варианты: активная деятельная жизнь – индивидуальные ценности; счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей – ценности межличностные или конкретные и т.д.
    Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующие выводы. В состав наиболее распространенных ценностей в сознании подростков входили счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей, ведь такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде, что говорило о присутствии стремления к общности, сообществу, и что соответствовало общеизвестным стандартам (соответствовало данной фазе психического развития), и определяло жизненный мир.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 23
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 31.10.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.10 23:36. Заголовок: admin пишет: В сост..


admin пишет:

 цитата:
В состав наиболее распространенных ценностей в сознании подростков входили счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей, ведь такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде, что говорило о присутствии стремления к общности, сообществу, и что соответствовало общеизвестным стандартам (соответствовало данной фазе психического развития), и определяло жизненный мир.


Возможно, это не только стремление к общности, сообществу, но и стремление "сформировать" себя, свое Я в этом комфортном для него сообществе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 23.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.10 18:17. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет