Тема: «Жизненный мир» ребенка через призму ценностей Пономарёва С.А., аспирант, ассистент кафедры социальных наук и технологий МарГТУ Марийский государственный технический университет
В данной статье автор пытался раскрыть жизненный мир подростка, изучая распространенных в его сознании систему ценностей, подверженных влиянию различных явлений, таких как глобализации, технизации, изменяющих ценностные ориентации и моральные представления человека. Полученные сведения позволили сделать вывод о преобладании ценностей, характерных для данного этапа психического развития (подросткового).
Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. «Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала». Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности, составляет основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни", является составляющей Я-концепции (которая в жизни человека играет важную роль). На сегодняшнем этапе развития российского общества важно зафиксировать ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Поэтому была поставлена задача – определить состав наиболее распространенных в сознании молодежи (подростков) ценностей. Автором работы было проведено социологическое исследование с целью раскрытия жизненного мира подростка через систему ценностей. В качестве объекта исследования выступили ценности подростков. При решении задач исследования использовался ряд методов: аналитический метод, метод сравнения, формализованное (стандартизированное) интервью, математические методы обработки результатов исследования и т.д. По стадии исследования, интервью является предварительным, используемое на стадии пилотажного исследования, по количеству участников – индивидуальное. Выборку составили респонденты средних общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы. На первой ступени выборки производился случайный отбор общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы. Вторая ступень выборки – отбор подростков 12, 13, 14 лет. В качестве метода сбора информации послужили примерные бланки-интервью, где зафиксированы вопросы интервью. Набор ценностей, предложенный подросткам, был позаимствован у М. Рокича, который разделял их на два класса: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Интервью подростков средних общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы дало следующие результаты. 100 % подростков выбрали важную для них терминальную ценность – наличие хороших и верных друзей (ценность-цель). Это и не удивительно. Ведь в этом возрасте друзья приобретают исключительную важность. Каждый подросток стремиться найти «настоящего, верного» друга, который его бы понимал, поддерживал при необходимости, и принимал его ценностные установки и взгляды. Кроме того, такие ценности как активная деятельная жизнь (ценность-цель), общественное признание (ценность-цель), счастливая семейная жизнь (ценность-цель), уверенность в себе (ценность-цель), жизнерадостность (ценность-средство), смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (ценность-средство), так же были доминирующими в ответах. Наименьшее количество предпочтений имела ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других». Можно предположить, что эти выбранные ценности определяют основные потребности подростков: потребность в поддержке, безопасности, которою они находят в счастливой семейной жизни, в наличии хороших и верных друзей; потребность в успехе, проверке своих возможностей, которую видят в общественном признании, активной деятельной жизни, жизнерадостности; потребность в самореализации и развитии собственного Я - смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, уверенность в себе. Иная группировка ценностей позволяет говорить и о наличии потребности в независимости. Но с другой стороны, мы можем увидеть иную картину. Существует различная группировка ценностей. Для подростков более значимой оказалась ценность - наличие хороших и верных друзей, т.е. ценность, связанная с личной жизнью или межличностная ценность и т.д. Так же активная деятельная жизнь, общественное признание - индивидуальная ценность, или ценность “активная” или ценность самореализации и т.д.,– ценности самореализации. Счастливая семейная жизнь, жизнерадостность - ценности, связанные с личной жизнью. Возможны и другие варианты: активная деятельная жизнь – индивидуальные ценности; счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей – ценности межличностные или конкретные и т.д. Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующие выводы. В состав наиболее распространенных ценностей в сознании подростков входили счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей, ведь такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде, что говорило о присутствии стремления к общности, сообществу, и что соответствовало общеизвестным стандартам (соответствовало данной фазе психического развития), и определяло жизненный мир.
Отправлено: 08.03.10 23:36. Заголовок: admin пишет: В сост..
admin пишет:
цитата:
В состав наиболее распространенных ценностей в сознании подростков входили счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей, ведь такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде, что говорило о присутствии стремления к общности, сообществу, и что соответствовало общеизвестным стандартам (соответствовало данной фазе психического развития), и определяло жизненный мир.
Возможно, это не только стремление к общности, сообществу, но и стремление "сформировать" себя, свое Я в этом комфортном для него сообществе.
Все даты в формате GMT
7 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет