АвторСообщение
администратор


Сообщение: 151
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.09 14:37. Заголовок: Насонов А.А. Духовные истоки формирования бурханизма


    Тема: Духовные истоки формирования бурханизма
    Насонов А.А.Ю, аспирант Лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики Института угля и углехимии СО РАН Кемеровского государственного университета

    В данной работе предпринимается попытка очертить круг тех духовных систем, которые послужили основой для складывания догматики и обрядовости бурханизма, а также отметить специфику их восприятия коренным населением юга Западной Сибири в рамках этого вероучения.

    Важнейшим явлением духовно-культурной жизни Южной Сибири начала XX в. стало появление нового вероучения – бурханизма (или «белой веры»). Вплоть до сегодняшнего дня продолжается активная дискуссия в научном сообществе о сущности этого явления. Интересен тот факт, что синкретическая природа бурханизм не вызывает сомнения, однако спорными остаются многие принципиальные вопросы, а именно: какие элементы «белой верой» были восприняты от мировых религий, преимущественным или опосредованным был характер их воздействия, какова была глубина их восприятия и укоренения в сознании верующего человека.
    Центральной составляющей вероучения бурханизма стал северный буддизм (ламаизм). Подавляющее большинство источников сообщает нам о влияниях с территории Северо-Западной Монголии [1], которые стали особенно востребованными в среде коренных народов юга Западной Сибири (алтай-кижи, телеутов, хакасов и др.) в конце XIX – начале XX вв. в период усиления натиска со стороны царской администрации, православного миссионерства и русских переселенцев. Примечательно, что складывание бурханизма стало лишь отчасти иллюстрацией специфического механизма синкретизации, свойственного ламаизму. Этот процесс был определен теми условиями, в которых находилось населения региона в рассматриваемый период времени. «Классический» вариант синкретического взаимодействия ламаизма и традиционных верований предполагал: союз ламаистского духовенства и светских властей (Тибет – VII – XIV вв., Монгольские ханства – конец XVI – XVII вв., юг Восточной Сибири – XVIII в.), признание ламаизма в качестве государственного вероучения [2], вытеснение шаманских и анимистических традиций с глобально-религиозного уровня на периферийно-бытовой, а также дополнение пантеона за счет локальных добуддийских богов и духов [3]. Таким способом возникали региональные вариации ламаизма, в целом близкие первоначальным образцам буддийского вероучения.
    В случае бурханизма, наметившаяся тенденция на распространение буддизма последовательно пресекалась российским правительством в конце XIX – начале XX вв. [4], следовательно, первые элементы «классического» варианта синкретического взаимодействия здесь не могли иметь место. Царская власть поддерживала в регионе православных миссионеров, не без основания опасалась, что за ламаизмом может последовать монгольский и китайский капиталы, составив конкуренцию российским экономическим интересам [5]. О потенциальном официальном признании ламаизма не могло быть и речи. При отсутствии этих обязательных условий миссионерам ламаизма было чрезвычайно трудно, а подчас невозможно запустить механизмы синкретизации на юге Западной Сибири. Был выбран другой путь, определивший формирование не локальной вариации ламаизма, а складывание отдельного вероучения, где буддийские влияния имели одну из ведущих позиций, но не были единственными.
    Свою роль в оформлении «белой веры» также сыграло православие. В бурханизме в значительной степени проявились различные элементы христианского вероучения [6]. Однако, как представляется, наиболее важным было его тяготение к монотеизму. В отличие от ламаизма (как и буддизма в целом), который не имел персонифицированной фигуры Бога, а предполагал основной целью достижение нирваны посредством продвижения праведника по пути спасения, в «белой вере» видна явная тенденция к оформлению единственного божества – Бурхана, а также к выделению фигуры мессии – Ойрот-хана. Данное направление развития, однако, не смогло окончательно оформиться из-за притеснений со стороны сначала Алтайской духовной миссии и царской администрации, а позже гонений и репрессий большевиков (их политика фактически уничтожила бурханизм, вытеснив отдельные его элементы на бытовой уровень [7]).
    Христианство (а, по мнению Г. Н. Потанина, мусульманство [8]) также определило неприязненное отношение бурханизма к традиционным для юга Западной Сибири шаманизму и анимистическим дошаманским верованиям. Хотя «белая вера» в духовном плане многое переняла от исконных обычаев коренного населения этого региона (почитание духов огня, воды и др. [9]), шаманы и их ритуалы были подвергнуты порицанию и отвергнуты. Их заменили символические обряды брызганья молока, завязывания ленточек, сожжения можжевельника и т. д.
    Таким образом, бурханизм сформировался и начал свое развитие в качестве примера уникального сочетания в рамках одной духовной системы черт совершенно различных вероучений. Конкретно исторические условия определили восприятие обрядовых, мировоззренческих (экофильских, космогонических и др.) образцов ламаизма коренными народами юга Западной Сибири, который из-за противодействия со стороны российских властей был вынужден действовать скрыто, а его миссионеры не имели возможности привычными способами распространять свое вероучение. Вместе с тем, имея опыт духовного соприкосновения с христианской верой в ее восточной форме, религиозное сознание в период обострения отношений с православными миссионерами, обратилось не только к ламаизму, но и «взяло на вооружение» постулаты христианства (мессианизм, идею единого Бога). Элементы двух этих духовных источников легли на благодатную почву анимистических и отчасти шаманских верований, которые были привычными для коренного населения, однако уже не соответствовали уровню их духовных (а в значительной степени и общественно-политических) запросов.

    Список источников и литературы
    1. См. например: ГАТО Ф. 3. Оп. 12. Д. 688. Л. 181 – 183 об., 293 – 301 об.
    2. Подробнее см.: Скрынникова, Т. Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия XVI – начала XX в. [Текст] / Т. Д. Скрынникова. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. – 104 с.
    3. Подробнее см.: Жуковская, Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии [Текст] / Н. Л. Жуковская. – М.: Наука, 1977. – 199 с.
    4. Бакай, Н. Легендарный Ойрот-хан (Из истории туземных движений на Алтае) [Текст] / Н. Бакай // Сибирские огни. – 1926. – № 4. – С. 117 – 124.
    5. Данилин, А. Г. Бурханизм (Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае) [Текст] / А. Г. Данилин. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. – С. 38 – 56.
    6. Подробнее см.: Тадышева, Н. О. Проблемы христианизации алтайского народа (по материалам из фондов национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина) [Текст] / Н. О. Тадышева // Алтай – Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 – 19 мая 2006 г.) – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. – Т. 1. – С. 125 – 127.
    7. Сагалаев, А. М. Алтайцы: старая религия и «новая» идеология [Текст] / А. М. Сагалаев // Народы Сибири: права и возможности / Редкол.: А. П. Деревянко (отв. ред.), Н. А. Алексеев, И. Н. Гемуев, И. В. Октябрьская. – Новосибирск, Изд-во ИАиЭт СО РАН, 1997. – С. 61 – 71.
    8. Потанин, Г. Н. В Чемальском тупике [Текст] / Г. Н. Потанин // Сибирская жизнь. – 1910. – 29 июня. – № 142. – С. 3.
    9. Анохин, А. В. Бурханизм в Западном Алтае [Текст] / А. В. Анохин // Сибирские огни. – 1927. – № 5. – С. 162 – 167.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 23.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.10 18:12. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет