АвторСообщение
администратор


Сообщение: 144
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.09 01:20. Заголовок: Борисова Е.Б. Музыка как элемент социализации молодежи


    Тема: Музыка как элемент социализации молодежи
    Борисова Е.Б., к.соц.н., доцент
    Астраханская государственная консерватория, г. Астрахань

    В отечественной социологии и культурологи исследователи неоднократно обращали внимание на возросшую роль музыки в современном процессе социализации. Под действием музыки возникают, трансформируются и активно функционируют в обществе характерные молодежные субкультуры. Но остается неясным, как конкретно она влияет на «процесс социального научения» (Т.Парсонс)?
    Безусловно, необходимо учитывать комплексное воздействие музыки на человека, ее свободную включенность в любые сферы деятельности. Вспомним, к примеру, то значение, которое придавали рок-музыке идеологи молодежной революции шестидесятых в преобразовании современного мира. Действительно, социальные функции музыки и социальные функции молодежной культуры часто пересекаются, оказываясь подчас тождественными. Так, преобразовательная функция музыки близка функции культурной модификации; основополагающая коммуникативная функция музыки обеспечивает социально-психологическую принадлежность к определенной группе. Избирательное отношение к музыкальным ценностям предшествующих поколений и идентификация молодых людей с ценностями конкретной музыкальной группы реализуются посредством функций социокультурной преемственности и индивидуализации. Пожалуй, лишь познавательная функция музыки осуществляется более широко – посредством действия многих социализирующих структур.
    В качестве побудительных мотивов любой деятельности человека, в том числе и художественной, выступают потребности и интересы. Поэтому изучение музыкальных потребностей и интересов личности изначально необходимо для понимания характера складывающихся нормативов в молодежном сознании. Эти установки в дальнейшем и будут влиять на выбор культурного поведения: конформного или девиантного.
    Руководствуясь данными соображениями, автор, в течение последних десяти лет неоднократно исследовала содержание музыкальных потребностей астраханской молодежи, определяя степень влияния институциональных и внеинституциональных средств социализации на их культурное поведение. Это позволило оценить общий музыкально-художественный уровень современной молодежи, выяснить их заинтересованность конкретным видом музыкального творчества, объяснить причину выбора музыкальной продукции и источников музыкальной информации.
    Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что существование музыки в условиях рынка, при внешнем стилевом многообразии, не привело к достаточно равномерному и пропорциональному соотношению в музыкальном кругозоре молодежи основных звуковых «пластов»: классики, фольклора и эстрады. Коммерциализированная эстрадная музыка вытеснила со сцены практически все другие виды, которым для выживания пришлось приспосабливаться к новым условиям нового звукового лидера – поп-музыке. Отсюда, постмодернистский звуковой коллаж смешения стилей и жанров. Изменить соотношение в пользу высокой и традиционной музыки способна только разумная художественная политика со стороны взрослого мира, заинтересованного в сохранении этих ценностей. Но как основные социализирующие инстанции используют это право?
    Главными источниками музыкальной информации для молодежи являются электронные СМИ (всегда устойчивый показатель в опросах – две трети молодых людей в возрасте до 25 лет). Другим важным информатором становятся сверстники (44,7% всех опрошенных получают музыкальную информацию от друзей, у школьников статистические данные значительно выше – 57,1%). Что же касается традиционных источников: театральных, филармонических, музыкально-образовательных учреждений города, то их влияние незначительно (9,7%). Это свидетельство того, что музыка становится независимым каналом коммуникации молодых. Обмен мнениями между ровесниками ведет к осмыслению музыкальной информации, затем, через представления референтной группы, эти установки активно влияют на музыкальный кругозор молодого человека. Содержание музыкальной информации молодежь черпает из радио-, телепередач и Интернет-сайтов. Музыкальные трансляции по радио для молодых предпочтительнее, так как их вкусы ориентированы на любимые и часто звучащие произведения, реже – на новые сочинения. Серьезную конкуренцию музыкальному радиовещанию составляют только индивидуальные прослушивания музыки на личной звуковоспроизводящей аппаратуре, в основном – компьютере. В слуховом багаже респондентов музыкальные записи превалируют над «живым» звуком.
    Итак, познавательная функция музыки сегодня напрямую связана с техническими средствами ее трансляции; а поскольку данные источники информации имеют чисто коммерческий характер, то и содержание музыкальных интересов молодежи зависит от рынка музыкальной продукции. Это всегда модный «товар» массовой музыкальной культуры.
    Значительный объем музыкальной информации молодежь черпает в общении со сверстниками. Сопоставим степень влияния на формирование музыкальных установок молодежи этого важного внеинституционального фактора с действием других источников социализации.
    Близкие друзья – постоянная среда функционирования музыкальной информации в молодежном кругу (сообщили 80,4%), индивидуальное домашнее прослушивание значительно уступает – 37,9%. Вместе с родными музыку слушают немного (11,3%). Взрослея, потребность в музыкальном наставничестве со стороны родителей испытывают только девушки, юноши стремятся скорее замкнуться в собственном звуковом мире. Около трети респондентам безразлично с кем, и как слушать музыку. Воспринимая ее как фон, сопровождающий развлечение, не важно кто в данный момент окажется советчиком.
    В семейном быту музыка функционирует как эмоциональный компенсатор, без нее не обходится ни одно домашнее торжество. Чаще она исполняется в записи, но музицирование все еще живо (27,3% исполняют музыкальные произведения лично, или вместе с родными). Что звучит? В основном, эстрадные и народные песни. Редко кто играет на классических музыкальных инструментах, иногда используется для музицирования синтезатор. Считается, что это занятие, повышает их престиж в глазах сверстников. Таким образом, можно говорить о частичном сохранении семейного бытового музицирования, но в традиционном смысле этого слова, оно уходит из жизни молодого поколения. На его место вторгается техника, вытесняющая существовавшие многие десятилетия семейные национальные музыкальные традиции. Даже столь естественная для России певческая культура активно заменяется искусственным звучанием современной аппаратуры, и один из важнейших институтов социализации – семья – оказывает крайне низкое влияние на формирование музыкального вкуса нового поколения. Можно утверждать, что следующее за студентами поколение почти полностью пренебрегает музыкально-воспитательной ролью семьи. По большей части, она не оказывает воздействие на музыкальный кругозор подростков, самоустранившись из этого процесса.
    Возможно, музыкально-образовательные учреждения более активно влияют на формирование музыкальных установок подрастающего поколения? Ведь наличие музыкального образования должно содействовать развитию у молодежи художественного вкуса и способствовать пополнению рядов филармонической публики.
    По данным социологических опросов, многие респонденты обучались профессионально музыке: в музыкальных школах и студиях (21,2%), в хоровых коллективах (13,6%), брали самостоятельно уроки игры на каком-либо инструменте (14,4%). Но повлиял ли этот факт на устойчивость музыкального поведения активного любителя музыки в дальнейшем? Сопоставив ответы двух групп респондентов: обучавшихся в учебных музыкальных учреждениях и освоивших навыки игры самостоятельно, выяснилось, что постоянством интересов и активностью музыкального поведения характеризуются молодые люди, самостоятельно овладевшие музыкальными навыками, чем те, которые получили профессиональное музыкальное образование. Они знают и увлекаются различными музыкальными жанрами; посещают концерты и слушают записи классического репертуара, музицируют дома на любимом инструменте. Что же касается обучавшихся в музыкальных школах, то таких активных любителей в данной группе оказалось на треть меньше. Значит, современное музыкально-профессиональное образование слабо влияет на формирование устойчивого типа любителя высокой музыки. На наш взгляд, причина кроется в репертуарной политике данных учреждений. В большинстве своем, программы ДМШ утратили свою значимость по отношению к современному звуковому миру. Музыкальные организации, созданные для воспитания широких кругов любителей музыки, все более ориентированы на взращивание музыкантов-профессионалов. Прошедший в них курс обучения среднеспособный ученик (будущий потенциальный филармонический слушатель) оказывается в маргинальном положении: и не профессионал, и не любитель музыки. Крайне низкое материальное положение музыкально-образовательных и других учреждений культуры усугубляет положение с просветительской работой. Государственные дотации на поддержку объектов культуры и так минимальны, да еще тратятся на многочисленные культурно-увесилительные мероприятия, устраиваемые по-разному поводу и чаще на один раз. Надежда на меценатство, к сожалению, не оправдалась. Эта традиция имеет тенденцию к существованию в крупных культурных центрах страны, но не в провинции; к тому же, ее цель – поддержка уже известных коллективов, а не взращивание новых талантов. Другая печальная статистика свидетельствует об упразднении школьного музыкального образования из художественного воспитания юношества. Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений, занятия музыкой либо интегрируются с другими предметами гуманитарного цикла, либо упраздняются. Не удивительно, что в памяти нового поколения они не оставляют следа.
    Таким образом, важные институты социализации – семья и учреждения образования, призванные осуществлять преемственность национальной музыкальной культуры, слабо выполняют эту функцию. Они постепенно вытесняются из музыкально-воспитательного процесса пропагандистским натиском СМИ. Вот почему музыкальная оценка сверстников более значима, чем рассуждения о музыке учителей, и родителей. В музыкальной трансмиссии наблюдается межпоколенный разрыв (подтверждается расчетом коэффициента ранговой корреляции значения музыки в общении двух поколений: ρ = ─ 0,8).
    Современная молодежь, за редким исключением, формирует собственную звуковую среду из материала массовой музыкальной культуры. Согласно концепции межпоколенных отношений М.Мид, музыка становится демонстрацией нарождающегося префигуративного типа культуры. Молодежь стремиться найти свое место в звуковой реальности, отторгая традиционную культуру старшего поколения. Возникают условия для реализации различных форм девиации: от творческих исканий, до негативных социальных проявлений. Способна ли современная музыка быта, как это сделали песни бардов-шестидесятников и перестроечных рок-музыкантов, нести сегодня инновационное преобразование обществу? Думается, что нет. Поп-музыка, как главная звуковая основа музыкального мира современной российской молодежи, полностью лишена модификационных качеств. Ее удел не создавать, а паразитировать на чужом музыкальном материале, поскольку природа поп-музыки эклектична. Разумнее предположить, что под влиянием данного звукового материала будут возникать конформные по отношению к ней, но непримиримые к образцам высокого искусства слушатели. Отсюда, общее падение художественного уровня. Раскрепощенные стандарты поп-культуры способствуют тому. В молодежной среде растут агрессивность и различные виды эпатажа. Заметим, что треть участников исследования положительно высказались о возможном употреблении ненормативной лексики в качестве реакции на музыку. К тому же, количество грубо ругающихся школьниц-девушек в этом превзошли юношей. Мы склонны считать, что качество создаваемой и пропагандируемой масс-медиа музыкальной продукции – источник распространения грубости и вульгарных форм поведения.
    Итак, происходит падение роли институтов семьи и образования в музыкально-воспитательном процессе из-за отсутствия целенаправленной государственной художественной политики в вопросах развития национальной музыкальной культуры. Представленные данные социологического мониторинга позволяют считать главными источниками формирования рекреативных музыкальных потребностей у молодежи СМИ. Сила их влияния так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не под действием традиционных источников. Мир музыкальных грез заменяет им подлинное искусство. Информационному звуковому потоку легче функционировать в лишенной жестких нормативных установок среде сверстников-подростков, и он становится важной социализирующей инстанцией в новых культурных условиях.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 3
Зарегистрирован: 20.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.10 04:36. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 23.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.10 03:04. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет