|
| администратор
|
Сообщение: 35
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 14.01.09 13:21. Заголовок: Квачёнок В.В. Историография средневековой Испании в работах советских медиевистов
Тема: Историография средневековой Испании в работах советских медиевистов Квачёнок В.В., аспирант кафедры истории древних цивилизаций и средневековья Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Приступая к анализу основных работ по древней и средневековой истории Испании, следует отметить сходство и различие в подходах к оценке данного явления. Ряд европейских историков кон. 20 в. (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера) склонны рассматривать процесс Реконкисты как цепь военных предприятий, которые велись под знаком религиозной борьбы христиан против «неверных» с идеологической платформой в виде католичества. Подобный подход в свою очередь усиленно критиковался советскими медиевистами за недооценку экономических мотивов Реконкисты, их влияния на социально-экономическую и политическую историю народов полуострова, в общем, и религиозную составляющую Реконкисты. Общей же тенденцией исследований советских (Корсунский А. Р., Кудрявцев А. Е.) и европейских (Р. Менедес Пидаль, К. Санчес Альборнос, Х. Висенс Вивес) авторов является признание исключительного влияния и арабского завоевания и Реконкисты на ход общеевропейской истории [1, с. 211]. Особенное внимание советских историков испанская тематика при-влекла в 30-е годы 20 века. В эти годы в Ленинграде, в Педагогическом институте им. Герцена, сло¬жилась группа исследователей изучавших историю средневековой Испании, работа которой была прервана лишь началом Великой Отечественной войны. Накануне войны кафедрой истории средних веков Ленинградскою пединститута был выпущен сбор¬ник, основная часть которого освещала вопросы истории Реконкисты и Испании XV в.[2] Научная деятельность этой организации была возглавлена Кудрявцевым А. Е., который в течение нескольких лет занимался проблемами средне¬вековой Испании. Именно с его стороны была предпринята попытка создать обобщающий марксист¬ский труд по истории средневековой Испании. В 1937 г. в серии научно-популярных работ выходит его книга «Испания в средние века», рассчитан¬ная па самые широкие круги советских читателей, где автор увле¬кательно освещает события истории Испании со времени основания Римской империи до 1700—1714 гг. Также к книге тематически примыкает статья Л. Б. Кудрявцева «Основные проблемы изучения средневековой Испании», в которой автор стремится обосновать свой подход к основным этапам исторического развития Испании и наметить вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию. Особенностью данной работы явилось то, что популярный характер монографии обусловил недостаточную научную глубину в анализе изу¬чаемых явлений и отсутствие развернутой аргументации при доказатель¬стве некоторых положений. Однако конкретность повествования, привле¬чение широкого круга источников и литературы, большое внимание к социально-экономическим вопросам сделали книгу А. Е. Кудрявцева актуальной для своего времени. Общая картина исторического развития средневековой Испании дана в учебнике по истории средних веков и в III - VI томах «Всемирной истории» в главах, написанных Е. А. Косминским, С. Д. Сказкиным и А. И. Неусыхиным.[3] В противоположность западной историографии, основное внимание которой было направлено на освещение только политичес¬ких и военных событий, советские медиевисты рассматривают историю народов Пиренейского полуострова под углом зрения тех социальных и экономи¬ческих изменений, которые происходили на каждом этапе её истории. При изучении королевства вест¬готов в Испании несомненный интерес представляют два исследования ленинградского испаниста Ц. В. Арского, погибшего во время Великой Отечественной войны. Его первой работой был небольшой очерк под названием «Последнее десятилетие визиготского государства и средневековых испанских хрониках (701—710 гг.)». Автор стремился определить причины относительной легкости подчинения арабами почти всего Пире¬нейского полуострова, для чего потребовалось предварительное изучение социальной борьбы в Испании накануне арабского завоевания. В данной статье И. В. Арский только отчасти решает поставленную проблему, ри¬суя картину порабощения народа испано-готской знатью и изо¬бражая борьбу, которая царила в этот период в среде самих феодалов. Кроме того, исходя из анализа латинских хроник VIII—XIII вв., кото¬рые служили основными источниками исследования, автор особое внимание уделил определению классовости средневековых испанских хронистов. Другая работа И. В. Арского, посвященная вестготскому периоду,— «Сельская община в готской Испании» — затрагивает один из наиболее важных вопросов для понимания последующей истории Испании. Автор делает попытку теоретического освещения ряда проблем, связанных с влиянием общины на различные стороны политической и социальной жизни средневековой Испании. Также стоит отметить тот факт, что с его стороны приводятся некоторые точки зрения западных историков по вопросу о происхождении общинных институтов эпохи Реконкисты. В противоположность мнению М. Ковалевского, считавшего, что ««общин¬ное устройство» сформировалось в средневековой Испании позже вестготской эпохи и именно в условиях Реконкисты, Арский рас-сматривает общину не только как порождение военно-колонизационной обстановки Реконкисты, но как прямое продолжение социальных инсти-тутов готского периода испанской истории. В то же время он утверждает, что в эпоху Реконкисты общинный элемент был развит несравненно богаче, чем в готской Испании. По мнению автора, главенствующая роль общинного устройства в социальном строе испанских государств эпохи средневековья подтверждается отчасти тем, что здесь общинные институты сохра¬няются в известной степени вплоть до XIX в. Аграрные отношения вестготского периода до последнего времени оставались малоизученными в советской историографии.[4] Этот пробел частично восполняется опубликованными статьями А. Р. Корсунского «Рабы и вольноотпущенники в вестготском государст¬ве VI—VII вв.» и «О развитии феодальных отношений в готской Испании V—VII вв. (формирование зависимого крестьянства)». Автор в общих чертах характеризует результаты исторического развития вестготского государства за три века существования. Непосредственная задача статьи — рассмотреть одну из сторон процесса классообразования в вестготском варварском обществе. Автор приходит к выводу, что, не-смотря на высокий удельный вес рабства в вестготском государстве, сервы и либертины в последний период его существования утрачивают основные свойства античных рабов и вольноотпущенников и приобретают постепенно характерные черты крепостного феодальной эпохи. При этом, следуя методике Неусыхина в обработке варварских Правд и других источников раннего сред¬невековья, Корсунский в своих работах представил ясную картину социально-экономи¬ческого и политического развития Испании и Южной Галлии в пе¬риод вестготского владычества [5]. Автор выделил важнейшие черты испанского варианта генезиса феодализма: длительное сохране¬ние позднеримских рабовладельческих отношений, менее замет¬ную, чем в других областях Западной Римской империи, роль германской общины, возникновение феодальной вотчины непос¬редственно из рабовладельческой виллы, сильно затянувшийся процесс разложения античного города, более широкое использо¬вание римских политических учреждений и т. д. При всей неза¬вершенности процесса феодализации даже к VIII в. вестготское государство по своему характеру и функциям являлось, как до¬казывает Корсунский, раннефеодальным государством; завоева¬ние Испании вестготами нанесло сильный удар по испано-рим-ским латифундистам и стало, таким образом, исходным моментом феодализации. Стоит отметить, что история Испании периода арабского господства представляет исключительный интерес с точки зрения выяснения тех изменений и социальной, экономической, политической и культурной сторонах жизни, который вызвало арабское завоевание. С этого времени ход исторического развития Испании становится резко отличным от остальной Европы. На территории Пиренейского полуострова сложилось несколько государственных объединений с ярко выраженными особенностями в социальном и политическом устройстве. При этом ещё в работах Кудрявцева справедливо указывалось, что нецелесообразно отделять историю Кордовского халифата от истории северных испанских государств. К сожалению, история этих государств, так же как и исто¬рия Конкисты (начального этапа завоевания, который вызвал Реконкисту) и самого равного периода Реконкисты, шедшей из Астурии, не подвергалась монографическому исследованию в советской историогра¬фии. Это в большой степени объясняется малым числом источников по данному вопросу. Рассматривая историю Кордовского халифата стоит отметить работу проф. Б.Н. Заходера «Восточное средневековье» и III том «Всемирной истории». Именно здесь определена схема дальнейшего исследования этого сложного периода испанской истории. Изучению Кастильского государства, которое возникло в процессе Реконкисты и сыграло в определяющую роль, в советской историографии уделено недостаточное внимание. Между тем на общественный строй. Кастилии, оказавшейся центром борьбы с маврами, Реконкиста наложила наиболее характерный отпечаток. При этом отдельные стороны исторического развития Кастилии XIII—XIV вв. рассматриваются Н. С. Масленниковым в диссертации «Кастильское государство при Альфонсе X Мудром». Автор строит свою работу на исследовании «Siete partidas» — кодекса законов, составленного в 1256 — 1262 гг. и введенного в действие в 1348 г., который является ценным памят¬ником для характеристики социальных отношений Кастильского государст¬ва в XIII—XIV вв., и хроники короля Альфонса X. Автор подробно опи¬сывает и анализирует источник, представляющий, по его мнению, само¬стоятельный научный интерес. При обширном круге вопросов, которые поставлены автором, неизбежной оказалась некоторая схематичность изложения. Автор показывает положение крестьянских масс, затрагивает вопрос о специфическом явлении кастиль¬ской истории — бегетриях, говорит о кортесах, особенностях кастиль¬ского города, проблемах земельной собственности, о социальных противо¬речиях и борьбе в среде самих феодалов. Масленников отмечает, что на¬личие могущественных свободных городов и свободного крестьянства, объединенного в общины, определило то, что горожане и крестьяне вхо¬дили в кортесы и играли исключительную роль в политической жизни Кастилии. Политическое развитие Каталонии в значительной мере исследовано испанскими историками. В советской медиевистике впервые начал изуче-ние социаль¬ной истории русский историк В. К. Пискорский, выдающийся испанист, монография которого «Крепостное право в Ката¬лонии в средние века» переведена на испанский язык и считалась наиболее авторитетным исследованием по данной теме. Продолжая работу, начатую Пискорским, И. В. Арский написал монографию, в которой рассматривает более ранний период истории Каталонии, чем Пискорский (книга В. К. Пискорского касается XIV — XV вв., И. В. Арский изучает VII—XII вв.). Отсутствие литературы, справочных пособий по испанскому средне¬вековью и его источниковедению сильно затрудняло работу, но И. Арским был создан труд, в котором на основании тща¬тельного изучения документов рассмотрен один из наиболее важных мо¬ментов социальной истории средневековой Испании. Историческое развитие Каталонии в данную эпоху нашло отражение в работах Мильской Л.Т. При этом, в отличие от всех названных выше испанистов Л. Т. Мильская частично исправила выводы Ц. В. Арского на основании документов, опубликованных в Ис¬пании только в 40-х годах. Эти документы позволяют сделать вывод об ошибочности представления, будто в Каталонии XII— XIII вв. имелось многочисленное свободное крестьянство. Ее на¬блюдения, относящиеся к многозначности понятия «аллод» (вла¬делец аллода нередко лишен права отчуждать свое владение, еще чаще аллодистами являются зависимые от феодалов держа¬тели и т. п.), весьма ценны: среди советских медиевистов было распространено одностороннее понимание этого термина. Мильская исследовала также вопрос о возникновении крепостничества и показала на конкретном примере, каким образом свободная деревня превратилась в монастырскую вотчину. Подобно Н.Ф.Колесницкому, Мильская отмечает важную роль центральной власти в процессе феодализации. При этом небольшая по объёму монография является примером удачного локального исследования, подкрепляющего ряд общих выводов. В своем исследовании И. В. Арский дает сведения по общей истории Каталонии VII—XII вв. В частности, им довольно подробно изложен процесс колонизации Каталонии. Большое место в работе И. В. Арского уделено анализу «Барселонских обычаев» — законодательного памятника XI в., представляющего собой сборник правовых установлений, регули¬рующих отношения между вассалами и сеньорами. «Барселонские обычаи» в сочетании с документами X—XIII вв. послужили автору основными источниками для характеристики каталонского феодализма. Стоит отметить одну из первых работ И. В. Арского по истории крестьянских движе¬ний: «Крестьянские войны в Испании в XV в.». Прежде чем конкретно излагать события, связанные с восстанием в Каталонии и на Балеарских островах, автор вскрывает причины различий в положении крестьянства южных областей Испании и её северных райо¬нов. На Юге страны могли сохраниться наиболее тяжелые формы эксплу¬атации, так как феодалы при заселения вновь отвоеванных, опустошенных и подвергавшихся постоянной опасности нападения земель вынуждены были идти на определенные уступки. Удаленность Севера Испании от места военных действий обусловливала большую эксплуатацию крестьян¬ства. Невыносимые условия, в которые было поставлено крестьянство Каталонии, вызвали в XV в. мощное движение крестьян за облегчение своей участи и отмену «дурных обычаев». Автор приходит к выводу, что объективно восстание носило прогрессивный характер. Знаменитому восстанию «Comuneros» 1520—1523 гг. посвящен очерк А. Е. Кудрявцева «Городские движения в Испании в начале XVI в.». Автор не претендует на полное раскрытие всех особенностей этих восста¬ний с точки зрения их движущих сил, так как для этого, по его мнению, необходимо несколько специальных исследований. Он ставит более локальную задачу — выдвинуть ряд проблем, подлежащих дальнейшему изуче¬нию. В основу очерка положены шесть томов публикации Данвиля в «Memorial Historico Espanol». Восстание кастильских городов Кудрявцев рассматривает в связи с вос¬станием в Валенсии и на острове Майорке, указывая, что хронологическое совпадение этих движений не было случайностью. Историк полагает, что наиболее активной силой восстания были ткачи, оружейники, плотники и т. д. Особенно ясно, по его мнению, видна эта тенденция в восстании на Балеарских островах, которое носило ярко выраженный плебейский характер, и на острове Майорке, где выступление городских ремесленников сочеталось с движением в среде крестьянства. К этим работам по истории классовой борьбы в средневековой Испании примыкают две статьи С. В. Фрязинова: «Из истории крестьянских дви¬жений в Кастилии времени становления абсолютизма» и «Некоторые данные о крестьянских движениях в Кастилии XV в. (германдиносы и крестьянские германдады; движение в армии при Саморе и Торо)», написанные по материалам хроник. В них анализируются причины вол¬нений кастильских крестьян в XV в. Автор считает, что положение кре¬стьянства в этот период в связи с наступлением феодалов на его права заметно ухудшилось. С. В. Фрязинов рассматривает события 1437 г., восстание в Фуэнта-Овехуна в 1476 г. как звенья в цепи крестьянских волнений XV в. на территории Кастилии. Движение 1475 г. в провинции Самора, хотя оно и отличается от крестьянских восстаний в собственном, смысле слова уже тем, что развертывается не в обстановке деревни, но в условиях военного лагеря, автор также относит к антифеодальным выступлениям крестьян. С. В. Фрязинов отмечает в качестве особенности этих движений лояльное отношение крестьянства к королевской власти.Таким образом, в противоположность мнению испанских историков, отрицавших классовую борьбу в Кастилии в средние века, С. В. Фрязи¬нов, несмотря на крайнюю скудость источников, показал, что для Касти¬лии этого периода характерна непрерывная, острая классовая борьба, выливавшаяся нередко в крестьянские восстания. Политическая история периода, предшествовавшего эпохе католи-ческих королей, и начало их правления рассмотрены в работах профес-сора А. М. Розенберга [6]. На материале ряда источников и учитывая всю имеющуюся литературу, А. М. Розенберг дает образец исторической характеристики крупнейшего государственного деятеля Испании первой половины XV в. Альваро-де-Луна, с именем которого связана борьба королевской власти против выступления реакционных феодальных сил. Анализируя деятельность Альваро-де-Луна в связи с об¬щим ходом политической борьбы в Кастилии XV в., автор приходит к выводу, что «в противоречии между установкой коннетабля на решительную борьбу с феодалами во имя усиления королевской власти и недостаточной организационной и идейной подготовленностью горожан к этой борьбе следует в конечном итоге видеть основную предпо¬сылку гибели коннетабля» [7]. Проблемами культуры арабов в Испании занимался выдающийся со-ветский востоковед-арабист И. Ю. Крачковский. Этой теме посвящены исключительно содержательные его работы «Арабская культура в Испании» и «Арабская поэзия в Испании», построенные на широком круге источников и литературы. Вопросы культуры, в частности арабской поэзии, академик Крачковский рассматривает в тесном взаимодействии с исторической обстановкой и политическими событиями в халифате. Автор устанавливает хронологические рамки периода арабской культуры в Испании с VIII в. по 1492 г. В первой работе им дана краткая характерис¬тика состава населения по этническому и религиозному признакам. Од¬нако большое внимание И. Ю. Крачковский уделяет также различным сторонам экономической и социальной жизни страны: земледелию, ремес¬ленному производству, торговле. Он характеризует состояние землеполь¬зования, дает описание администрации, суда, войска и т. д. И. Ю. Крач¬ковский приходит к выводу, что Андалусия (так называли арабы завое¬ванную ими часть Пиренейского полуострова) во время халифата была одной из самых населенных и богатых стран Европы. Во второй работе того же автора дан своеобразный анализ арабской поэзии, вошедшей в сокровищницу мировой литературы. И. Ю. Крачковский обосновывает тезис, согласно которому арабская поэзия в Испании явилась продуктом глубокого взаимодействия восточной и западной, т.е. романской и арабской, культур. Работы И. Ю. Крачковского снабжены обширным списком источников и литературы по данному предмету и раз¬вернутыми примечаниями по отдельным вопросам. Также широкую известность приобрела историографическая работа того же автора «Полвека испанской арабистики», переведенная впоследствии на европейские языки, в частности на испанский язык. Статья посвящена в основном анализу научного наследия Риберы, которого И. Крачковский считал основателем новой школы испанских арабистов. Таким образом, А. Е. Кудрявцев в своих работах, К. А. Косминский и С. Д. Сказкин в соответствующих главах «Истории средних веков» впервые поставили вопрос о новой периодизации истории средневековой Испании. В то время как испанскими историками при периодизации принимались в расчет только внешние события (этапы испанской истории связывают¬ся с завоеваниями, воинами, временем правления того или иного монарха), советские медиевисты сделали попытку определить периоды испанской средневековой истории, исходя из социально-экономического развития общества. В частности, одним из важных этапов испанской истории совет¬ские медиевисты считают Реконкисту — период многовековой борьбы ис¬панского народа за освобождение своей территории от господства арабов. Останавливаясь подробнее на определённых работах, стоит отметить наиболее крупный труд советской школы медиевистики: «История Испании» в 2 томах испанского учёного Рафаэля Альтамира-и-Кревеа (1866—1951) [8]. В первом томе, в разделе «Древность» автор представил исторический обзор более двух тысячелетий испанского исторического развития, начиная с XVIII — XV вв. до н. э. Автором кратко охарактеризованы иберийские пле¬мена, процесс вторжения кельтов (VI в. до н. э.), финикийская и греческая колонизация и последующее карфагенское господство. При этом детальнее автор останавливается на процессе завоевания Испании римлянами. Раздел «Средние века» знакомит с историей вестготского (V—VII вв. н. э.) и арабского (VIII — XV вв.) господства, и с последующей Реконкистой. Альтамира детально описывает основной исторический процесс XI—XIII вв.: мусульманская держава слабеет и распадается, на Пиренейском полуострове образуются две крупные христианские державы, на западе и в центре Кастилия, а на северо-востоке — Арагон с Каталонией. Структурная часть первого тома завершается главами, посвященными окончанию Реконкисты и началу процесса национального объединения (XIII—XV вв.), установлению политического единства и абсолютной монархии (1479—1517 гг.). Во втором томе работы автором описана история страны в XVI—XVII вв., при этом рассмотрены проблемы роста политической гегемонии Испании в Европе и Америке и причины её упадка. Характеризуя процесс изучения истории Испании, стоит отметить, что практически медиевист встречался с большими трудностями. Публикация сохранившихся источников в Испании продвигалась медленно, подбор документов для опубликования проводился довольно тенденциозно, в соответствии с тем кругом вопросов, которые занимают испанских историков, поэтому доку¬ментов, освещающих социальную и экономическую историю Испании эпохи средних веков, издано малое количество. Трудность работы испанистов состояла также и в том, что в условиях крайнего различия отдельных провинций и местностей Испании совер¬шенно исключается распространение выводов локального исследования на соседние районы, в Средневековой Испании каждая область являлась замкнутым регионом со своими собственными обычаями, нормами и порядками. Поэтому делать широкие обобщения по социальной и экономической истории средневековой Испании допустимо только при условии конкретного изучения возможно большего числа провинций. Несмотря на затруднения в изучении испанского средневековья, со-ветские медиевисты сумели решить ряд проблем, связанных с основ-ными этапами исторического развития Испании в средние века. В советской историографии средневековой Испании, принци¬пиально отличающейся от западной и по методологии, и по самой тематике исследования, основное внимание уделялось социальной и эконо-мической истории крестьянства и городского плебейства, вопросам пе-риодизации, выяснению влияния Реконкисты на последующую историю народов Пиренейского полуострова и т. д. Однако достижения советских испанистов не исключили того, что многие вопросы так и остались неразработанными. В советской историографии не исследован вопрос об особенностях развития феодализма в Испании. Показательно, что запад¬ные медиевисты вообще ставили под сомнение самое наличие феодаль¬ных отношений в Испании в период средневековья, особенно в отношении Кастилии. Также вопросы аграрных отношений, процессов феодализации в Каталонии и Арагоне в советской медиевистике были разработаны недостаточно. Слабо изучены многие проблемы, связанные с влиянием Рекон¬кисты на последующую историю Испании. Советские медиевисты рассматривают Реконкисту не только как цепь военных столкновений, шедших с переменным успехом, но и как сложный, и многообразный колонизационный процесс, который охватил все слои общества и в результате которого произошли глубокие изменения в со¬циальном и политическом устройстве страны. Условиями Реконкисты, например, в значительной мере определялось то, что крестьянство Касти¬лии было представлено в кортесах и значительно раньше оказалось осво-божденным от крепостной зависимости, чем в странах остальной Европы. Реконкиста оказала большое влияние и на особенности возникновения и развития испанского города и его взаимоотношений с сельской округой. Однако эта проблема не нашла отражения в исследованиях советских исто¬риков. Не изучен и вопрос об общинах бегетриях, которые были одним из наиболее оригинальных явлений испанского средневековья, связан¬ным с многовековой борьбой народом Пиренейского полуострова за обратное отвоевание земель у арабов. Изучение бегетрий, по мнению Л. К. Кудрявцева, «имеет кардинальное значение для постановки и изучения основных проблем средневековой Испании» [9]. Перечисленные вопросы являются лишь небольшой частью обширного круга проблем истории средневековой Испании, содержащихся в трудах советских медиевистов. Литература 1. Советская историческая энциклопедия. Т. 11, 1965. 2. //Учебные записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. т. 45, 1941. 3. История средних веков./ Под ред. Косминского, Е.А. и Сказкина, С.Д., тт. I-II, - М.: Академкнига,1952-1954. – 310 с.; Всемирная история. / Под ред. Неусыхина, А. И., т. III, - М., Академкнига, 1957, - 625 с., гл. XII, XXVII, XLV; т. IV, - М., Академкнига, 1958, 455 с., гл. X. 4. Этот вопрос затрагивался лишь в статье Грацианского, Н.П. О разделах земель у бургундов и вестготов./ Грацианский, Н.П. // сб. "Средние века", - вып. 1, - 1942) 5. Вайнштейн, О. Л. История советской медиевистики (1917-1966). -Л.: - «Наука», 1968 - 256 с. 6. Розенберг, А.М. Коннетабль Кастильский Альваро-де-Луна и его борьба с силами феодальной реакции./ Розенберг, А.М. - //Учебные записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И.Герцена – 1941 – т.45 – С.32-45.; Розенберг, А.М.Восстания против королевской власти в Кастилии XV в./ Розенберг, А.М. - //Учебные записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена, - 1948 - т. 68 – С.25-31. 7. //Вопросы истории - 1946 - №11-12. 8. Альтамира-и-Кревеа, Р. История Испании: в 2 т. / Р. Альтамира-и-Кревеа.– 2-е изд. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1951. – 519 с. 9. //Культура Испании. – 1964. – С.24.
|