АвторСообщение
администратор


Сообщение: 35
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 13:21. Заголовок: Квачёнок В.В. Историография средневековой Испании в работах советских медиевистов


      Тема: Историография средневековой Испании в работах советских медиевистов
      Квачёнок В.В., аспирант кафедры истории древних цивилизаций и средневековья
      Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

      Приступая к анализу основных работ по древней и средневековой истории Испании, следует отметить сходство и различие в подходах к оценке данного явления. Ряд европейских историков кон. 20 в. (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера) склонны рассматривать процесс Реконкисты как цепь военных предприятий, которые велись под знаком религиозной борьбы христиан против «неверных» с идеологической платформой в виде католичества. Подобный подход в свою очередь усиленно критиковался советскими медиевистами за недооценку экономических мотивов Реконкисты, их влияния на социально-экономическую и политическую историю народов полуострова, в общем, и религиозную составляющую Реконкисты. Общей же тенденцией исследований советских (Корсунский А. Р., Кудрявцев А. Е.) и европейских (Р. Менедес Пидаль, К. Санчес Альборнос, Х. Висенс Вивес) авторов является признание исключительного влияния и арабского завоевания и Реконкисты на ход общеевропейской истории [1, с. 211].
      Особенное внимание советских историков испанская тематика при-влекла в 30-е годы 20 века. В эти годы в Ленинграде, в Педагогическом институте им. Герцена, сло¬жилась группа исследователей изучавших историю средневековой Испании, работа которой была прервана лишь началом Великой Отечественной войны. Накануне войны кафедрой истории средних веков Ленинградскою пединститута был выпущен сбор¬ник, основная часть которого освещала вопросы истории Реконкисты и Испании XV в.[2] Научная деятельность этой организации была возглавлена Кудрявцевым А. Е., который в течение нескольких лет занимался проблемами средне¬вековой Испании. Именно с его стороны была предпринята попытка создать обобщающий марксист¬ский труд по истории средневековой Испании. В 1937 г. в серии научно-популярных работ выходит его книга «Испания в средние века», рассчитан¬ная па самые широкие круги советских читателей, где автор увле¬кательно освещает события истории Испании со времени основания Римской империи до 1700—1714 гг. Также к книге тематически примыкает статья Л. Б. Кудрявцева «Основные проблемы изучения средневековой Испании», в которой автор стремится обосновать свой подход к основным этапам исторического развития Испании и наметить вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию. Особенностью данной работы явилось то, что популярный характер монографии обусловил недостаточную научную глубину в анализе изу¬чаемых явлений и отсутствие развернутой аргументации при доказатель¬стве некоторых положений. Однако конкретность повествования, привле¬чение широкого круга источников и литературы, большое внимание к социально-экономическим вопросам сделали книгу А. Е. Кудрявцева актуальной для своего времени.
      Общая картина исторического развития средневековой Испании дана в учебнике по истории средних веков и в III - VI томах «Всемирной истории» в главах, написанных Е. А. Косминским, С. Д. Сказкиным и А. И. Неусыхиным.[3] В противоположность западной историографии, основное внимание которой было направлено на освещение только политичес¬ких и военных событий, советские медиевисты рассматривают историю народов Пиренейского полуострова под углом зрения тех социальных и экономи¬ческих изменений, которые происходили на каждом этапе её истории.
      При изучении королевства вест¬готов в Испании несомненный интерес представляют два исследования ленинградского испаниста Ц. В. Арского, погибшего во время Великой Отечественной войны. Его первой работой был небольшой очерк под названием «Последнее десятилетие визиготского государства и средневековых испанских хрониках (701—710 гг.)». Автор стремился определить причины относительной легкости подчинения арабами почти всего Пире¬нейского полуострова, для чего потребовалось предварительное изучение социальной борьбы в Испании накануне арабского завоевания. В данной статье И. В. Арский только отчасти решает поставленную проблему, ри¬суя картину порабощения народа испано-готской знатью и изо¬бражая борьбу, которая царила в этот период в среде самих феодалов. Кроме того, исходя из анализа латинских хроник VIII—XIII вв., кото¬рые служили основными источниками исследования, автор особое внимание уделил определению классовости средневековых испанских хронистов.
      Другая работа И. В. Арского, посвященная вестготскому периоду,— «Сельская община в готской Испании» — затрагивает один из наиболее важных вопросов для понимания последующей истории Испании. Автор делает попытку теоретического освещения ряда проблем, связанных с влиянием общины на различные стороны политической и социальной жизни средневековой Испании. Также стоит отметить тот факт, что с его стороны приводятся некоторые точки зрения западных историков по вопросу о происхождении общинных институтов эпохи Реконкисты. В противоположность мнению М. Ковалевского, считавшего, что ««общин¬ное устройство» сформировалось в средневековой Испании позже вестготской эпохи и именно в условиях Реконкисты, Арский рас-сматривает общину не только как порождение военно-колонизационной обстановки Реконкисты, но как прямое продолжение социальных инсти-тутов готского периода испанской истории. В то же время он утверждает, что в эпоху Реконкисты общинный элемент был развит несравненно богаче, чем в готской Испании. По мнению автора, главенствующая роль общинного устройства в социальном строе испанских государств эпохи средневековья подтверждается отчасти тем, что здесь общинные институты сохра¬няются в известной степени вплоть до XIX в.
      Аграрные отношения вестготского периода до последнего времени оставались малоизученными в советской историографии.[4] Этот пробел частично восполняется опубликованными статьями А. Р. Корсунского «Рабы и вольноотпущенники в вестготском государст¬ве VI—VII вв.» и «О развитии феодальных отношений в готской Испании V—VII вв. (формирование зависимого крестьянства)». Автор в общих чертах характеризует результаты исторического развития вестготского государства за три века существования. Непосредственная задача статьи — рассмотреть одну из сторон процесса классообразования в вестготском варварском обществе. Автор приходит к выводу, что, не-смотря на высокий удельный вес рабства в вестготском государстве, сервы и либертины в последний период его существования утрачивают основные свойства античных рабов и вольноотпущенников и приобретают постепенно характерные черты крепостного феодальной эпохи.
      При этом, следуя методике Неусыхина в обработке варварских Правд и других источников раннего сред¬невековья, Корсунский в своих работах представил ясную картину социально-экономи¬ческого и политического развития Испании и Южной Галлии в пе¬риод вестготского владычества [5]. Автор выделил важнейшие черты испанского варианта генезиса феодализма: длительное сохране¬ние позднеримских рабовладельческих отношений, менее замет¬ную, чем в других областях Западной Римской империи, роль германской общины, возникновение феодальной вотчины непос¬редственно из рабовладельческой виллы, сильно затянувшийся процесс разложения античного города, более широкое использо¬вание римских политических учреждений и т. д. При всей неза¬вершенности процесса феодализации даже к VIII в. вестготское государство по своему характеру и функциям являлось, как до¬казывает Корсунский, раннефеодальным государством; завоева¬ние Испании вестготами нанесло сильный удар по испано-рим-ским латифундистам и стало, таким образом, исходным моментом феодализации.
      Стоит отметить, что история Испании периода арабского господства представляет исключительный интерес с точки зрения выяснения тех изменений и социальной, экономической, политической и культурной сторонах жизни, который вызвало арабское завоевание. С этого времени ход исторического развития Испании становится резко отличным от остальной Европы. На территории Пиренейского полуострова сложилось несколько государственных объединений с ярко выраженными особенностями в социальном и политическом устройстве.
      При этом ещё в работах Кудрявцева справедливо указывалось, что нецелесообразно отделять историю Кордовского халифата от истории северных испанских государств. К сожалению, история этих государств, так же как и исто¬рия Конкисты (начального этапа завоевания, который вызвал Реконкисту) и самого равного периода Реконкисты, шедшей из Астурии, не подвергалась монографическому исследованию в советской историогра¬фии. Это в большой степени объясняется малым числом источников по данному вопросу.
      Рассматривая историю Кордовского халифата стоит отметить работу проф. Б.Н. Заходера «Восточное средневековье» и III том «Всемирной истории». Именно здесь определена схема дальнейшего исследования этого сложного периода испанской истории.
      Изучению Кастильского государства, которое возникло в процессе Реконкисты и сыграло в определяющую роль, в советской историографии уделено недостаточное внимание. Между тем на общественный строй. Кастилии, оказавшейся центром борьбы с маврами, Реконкиста наложила наиболее характерный отпечаток.
      При этом отдельные стороны исторического развития Кастилии XIII—XIV вв. рассматриваются Н. С. Масленниковым в диссертации «Кастильское государство при Альфонсе X Мудром». Автор строит свою работу на исследовании «Siete partidas» — кодекса законов, составленного в 1256 — 1262 гг. и введенного в действие в 1348 г., который является ценным памят¬ником для характеристики социальных отношений Кастильского государст¬ва в XIII—XIV вв., и хроники короля Альфонса X. Автор подробно опи¬сывает и анализирует источник, представляющий, по его мнению, само¬стоятельный научный интерес. При обширном круге вопросов, которые поставлены автором, неизбежной оказалась некоторая схематичность изложения. Автор показывает положение крестьянских масс, затрагивает вопрос о специфическом явлении кастиль¬ской истории — бегетриях, говорит о кортесах, особенностях кастиль¬ского города, проблемах земельной собственности, о социальных противо¬речиях и борьбе в среде самих феодалов. Масленников отмечает, что на¬личие могущественных свободных городов и свободного крестьянства, объединенного в общины, определило то, что горожане и крестьяне вхо¬дили в кортесы и играли исключительную роль в политической жизни Кастилии.
      Политическое развитие Каталонии в значительной мере исследовано испанскими историками. В советской медиевистике впервые начал изуче-ние социаль¬ной истории русский историк В. К. Пискорский, выдающийся испанист, монография которого «Крепостное право в Ката¬лонии в средние века» переведена на испанский язык и считалась наиболее авторитетным исследованием по данной теме. Продолжая работу, начатую Пискорским, И. В. Арский написал монографию, в которой рассматривает более ранний период истории Каталонии, чем Пискорский (книга В. К. Пискорского касается XIV — XV вв., И. В. Арский изучает VII—XII вв.). Отсутствие литературы, справочных пособий по испанскому средне¬вековью и его источниковедению сильно затрудняло работу, но И. Арским был создан труд, в котором на основании тща¬тельного изучения документов рассмотрен один из наиболее важных мо¬ментов социальной истории средневековой Испании.
      Историческое развитие Каталонии в данную эпоху нашло отражение в работах Мильской Л.Т. При этом, в отличие от всех названных выше испанистов Л. Т. Мильская частично исправила выводы Ц. В. Арского на основании документов, опубликованных в Ис¬пании только в 40-х годах. Эти документы позволяют сделать вывод об ошибочности представления, будто в Каталонии XII— XIII вв. имелось многочисленное свободное крестьянство. Ее на¬блюдения, относящиеся к многозначности понятия «аллод» (вла¬делец аллода нередко лишен права отчуждать свое владение, еще чаще аллодистами являются зависимые от феодалов держа¬тели и т. п.), весьма ценны: среди советских медиевистов было распространено одностороннее понимание этого термина. Мильская исследовала также вопрос о возникновении крепостничества и показала на конкретном примере, каким образом свободная деревня превратилась в монастырскую вотчину. Подобно Н.Ф.Колесницкому, Мильская отмечает важную роль центральной власти в процессе феодализации. При этом небольшая по объёму монография является примером удачного локального исследования, подкрепляющего ряд общих выводов.
      В своем исследовании И. В. Арский дает сведения по общей истории Каталонии VII—XII вв. В частности, им довольно подробно изложен процесс колонизации Каталонии. Большое место в работе И. В. Арского уделено анализу «Барселонских обычаев» — законодательного памятника XI в., представляющего собой сборник правовых установлений, регули¬рующих отношения между вассалами и сеньорами. «Барселонские обычаи» в сочетании с документами X—XIII вв. послужили автору основными источниками для характеристики каталонского феодализма.
      Стоит отметить одну из первых работ И. В. Арского по истории крестьянских движе¬ний: «Крестьянские войны в Испании в XV в.». Прежде чем конкретно излагать события, связанные с восстанием в Каталонии и на Балеарских островах, автор вскрывает причины различий в положении крестьянства южных областей Испании и её северных райо¬нов. На Юге страны могли сохраниться наиболее тяжелые формы эксплу¬атации, так как феодалы при заселения вновь отвоеванных, опустошенных и подвергавшихся постоянной опасности нападения земель вынуждены были идти на определенные уступки. Удаленность Севера Испании от места военных действий обусловливала большую эксплуатацию крестьян¬ства. Невыносимые условия, в которые было поставлено крестьянство Каталонии, вызвали в XV в. мощное движение крестьян за облегчение своей участи и отмену «дурных обычаев». Автор приходит к выводу, что объективно восстание носило прогрессивный характер.
      Знаменитому восстанию «Comuneros» 1520—1523 гг. посвящен очерк А. Е. Кудрявцева «Городские движения в Испании в начале XVI в.». Автор не претендует на полное раскрытие всех особенностей этих восста¬ний с точки зрения их движущих сил, так как для этого, по его мнению, необходимо несколько специальных исследований. Он ставит более локальную задачу — выдвинуть ряд проблем, подлежащих дальнейшему изуче¬нию. В основу очерка положены шесть томов публикации Данвиля в «Memorial Historico Espanol». Восстание кастильских городов Кудрявцев рассматривает в связи с вос¬станием в Валенсии и на острове Майорке, указывая, что хронологическое совпадение этих движений не было случайностью. Историк полагает, что наиболее активной силой восстания были ткачи, оружейники, плотники и т. д. Особенно ясно, по его мнению, видна эта тенденция в восстании на Балеарских островах, которое носило ярко выраженный плебейский характер, и на острове Майорке, где выступление городских ремесленников сочеталось с движением в среде крестьянства.
      К этим работам по истории классовой борьбы в средневековой Испании примыкают две статьи С. В. Фрязинова: «Из истории крестьянских дви¬жений в Кастилии времени становления абсолютизма» и «Некоторые данные о крестьянских движениях в Кастилии XV в. (германдиносы и крестьянские германдады; движение в армии при Саморе и Торо)», написанные по материалам хроник. В них анализируются причины вол¬нений кастильских крестьян в XV в. Автор считает, что положение кре¬стьянства в этот период в связи с наступлением феодалов на его права заметно ухудшилось. С. В. Фрязинов рассматривает события 1437 г., восстание в Фуэнта-Овехуна в 1476 г. как звенья в цепи крестьянских волнений XV в. на территории Кастилии. Движение 1475 г. в провинции Самора, хотя оно и отличается от крестьянских восстаний в собственном, смысле слова уже тем, что развертывается не в обстановке деревни, но в условиях военного лагеря, автор также относит к антифеодальным выступлениям крестьян. С. В. Фрязинов отмечает в качестве особенности этих движений лояльное отношение крестьянства к королевской власти.Таким образом, в противоположность мнению испанских историков, отрицавших классовую борьбу в Кастилии в средние века, С. В. Фрязи¬нов, несмотря на крайнюю скудость источников, показал, что для Касти¬лии этого периода характерна непрерывная, острая классовая борьба, выливавшаяся нередко в крестьянские восстания.
      Политическая история периода, предшествовавшего эпохе католи-ческих королей, и начало их правления рассмотрены в работах профес-сора А. М. Розенберга [6]. На материале ряда источников и учитывая всю имеющуюся литературу, А. М. Розенберг дает образец исторической характеристики крупнейшего государственного деятеля Испании первой половины XV в. Альваро-де-Луна, с именем которого связана борьба королевской власти против выступления реакционных феодальных сил. Анализируя деятельность Альваро-де-Луна в связи с об¬щим ходом политической борьбы в Кастилии XV в., автор приходит к выводу, что «в противоречии между установкой коннетабля на решительную борьбу с феодалами во имя усиления королевской власти и недостаточной организационной и идейной подготовленностью горожан к этой борьбе следует в конечном итоге видеть основную предпо¬сылку гибели коннетабля» [7].
      Проблемами культуры арабов в Испании занимался выдающийся со-ветский востоковед-арабист И. Ю. Крачковский. Этой теме посвящены исключительно содержательные его работы «Арабская культура в Испании» и «Арабская поэзия в Испании», построенные на широком круге источников и литературы. Вопросы культуры, в частности арабской поэзии, академик Крачковский рассматривает в тесном взаимодействии с исторической обстановкой и политическими событиями в халифате. Автор устанавливает хронологические рамки периода арабской культуры в Испании с VIII в. по 1492 г. В первой работе им дана краткая характерис¬тика состава населения по этническому и религиозному признакам. Од¬нако большое внимание И. Ю. Крачковский уделяет также различным сторонам экономической и социальной жизни страны: земледелию, ремес¬ленному производству, торговле. Он характеризует состояние землеполь¬зования, дает описание администрации, суда, войска и т. д. И. Ю. Крач¬ковский приходит к выводу, что Андалусия (так называли арабы завое¬ванную ими часть Пиренейского полуострова) во время халифата была одной из самых населенных и богатых стран Европы.
      Во второй работе того же автора дан своеобразный анализ арабской поэзии, вошедшей в сокровищницу мировой литературы. И. Ю. Крачковский обосновывает тезис, согласно которому арабская поэзия в Испании явилась продуктом глубокого взаимодействия восточной и западной, т.е. романской и арабской, культур. Работы И. Ю. Крачковского снабжены обширным списком источников и литературы по данному предмету и раз¬вернутыми примечаниями по отдельным вопросам. Также широкую известность приобрела историографическая работа того же автора «Полвека испанской арабистики», переведенная впоследствии на европейские языки, в частности на испанский язык. Статья посвящена в основном анализу научного наследия Риберы, которого И. Крачковский считал основателем новой школы испанских арабистов.
      Таким образом, А. Е. Кудрявцев в своих работах, К. А. Косминский и С. Д. Сказкин в соответствующих главах «Истории средних веков» впервые поставили вопрос о новой периодизации истории средневековой Испании. В то время как испанскими историками при периодизации принимались в расчет только внешние события (этапы испанской истории связывают¬ся с завоеваниями, воинами, временем правления того или иного монарха), советские медиевисты сделали попытку определить периоды испанской средневековой истории, исходя из социально-экономического развития общества. В частности, одним из важных этапов испанской истории совет¬ские медиевисты считают Реконкисту — период многовековой борьбы ис¬панского народа за освобождение своей территории от господства арабов.
      Останавливаясь подробнее на определённых работах, стоит отметить наиболее крупный труд советской школы медиевистики: «История Испании» в 2 томах испанского учёного Рафаэля Альтамира-и-Кревеа (1866—1951) [8]. В первом томе, в разделе «Древность» автор представил исторический обзор более двух тысячелетий испанского исторического развития, начиная с XVIII — XV вв. до н. э. Автором кратко охарактеризованы иберийские пле¬мена, процесс вторжения кельтов (VI в. до н. э.), финикийская и греческая колонизация и последующее карфагенское господство. При этом детальнее автор останавливается на процессе завоевания Испании римлянами. Раздел «Средние века» знакомит с историей вестготского (V—VII вв. н. э.) и арабского (VIII — XV вв.) господства, и с последующей Реконкистой. Альтамира детально описывает основной исторический процесс XI—XIII вв.: мусульманская держава слабеет и распадается, на Пиренейском полуострове образуются две крупные христианские державы, на западе и в центре Кастилия, а на северо-востоке — Арагон с Каталонией. Структурная часть первого тома завершается главами, посвященными окончанию Реконкисты и началу процесса национального объединения (XIII—XV вв.), установлению политического единства и абсолютной монархии (1479—1517 гг.). Во втором томе работы автором описана история страны в XVI—XVII вв., при этом рассмотрены проблемы роста политической гегемонии Испании в Европе и Америке и причины её упадка.
      Характеризуя процесс изучения истории Испании, стоит отметить, что практически медиевист встречался с большими трудностями. Публикация сохранившихся источников в Испании продвигалась медленно, подбор документов для опубликования проводился довольно тенденциозно, в соответствии с тем кругом вопросов, которые занимают испанских историков, поэтому доку¬ментов, освещающих социальную и экономическую историю Испании эпохи средних веков, издано малое количество. Трудность работы испанистов состояла также и в том, что в условиях крайнего различия отдельных провинций и местностей Испании совер¬шенно исключается распространение выводов локального исследования на соседние районы, в Средневековой Испании каждая область являлась замкнутым регионом со своими собственными обычаями, нормами и порядками. Поэтому делать широкие обобщения по социальной и экономической истории средневековой Испании допустимо только при условии конкретного изучения возможно большего числа провинций.
      Несмотря на затруднения в изучении испанского средневековья, со-ветские медиевисты сумели решить ряд проблем, связанных с основ-ными этапами исторического развития Испании в средние века. В советской историографии средневековой Испании, принци¬пиально отличающейся от западной и по методологии, и по самой тематике исследования, основное внимание уделялось социальной и эконо-мической истории крестьянства и городского плебейства, вопросам пе-риодизации, выяснению влияния Реконкисты на последующую историю народов Пиренейского полуострова и т. д.
      Однако достижения советских испанистов не исключили того, что многие вопросы так и остались неразработанными.
      В советской историографии не исследован вопрос об особенностях развития феодализма в Испании. Показательно, что запад¬ные медиевисты вообще ставили под сомнение самое наличие феодаль¬ных отношений в Испании в период средневековья, особенно в отношении Кастилии. Также вопросы аграрных отношений, процессов феодализации в Каталонии и Арагоне в советской медиевистике были разработаны недостаточно.
      Слабо изучены многие проблемы, связанные с влиянием Рекон¬кисты на последующую историю Испании. Советские медиевисты рассматривают Реконкисту не только как цепь военных столкновений, шедших с переменным успехом, но и как сложный, и многообразный колонизационный процесс, который охватил все слои общества и в результате которого произошли глубокие изменения в со¬циальном и политическом устройстве страны. Условиями Реконкисты, например, в значительной мере определялось то, что крестьянство Касти¬лии было представлено в кортесах и значительно раньше оказалось осво-божденным от крепостной зависимости, чем в странах остальной Европы. Реконкиста оказала большое влияние и на особенности возникновения и развития испанского города и его взаимоотношений с сельской округой. Однако эта проблема не нашла отражения в исследованиях советских исто¬риков. Не изучен и вопрос об общинах бегетриях, которые были одним из наиболее оригинальных явлений испанского средневековья, связан¬ным с многовековой борьбой народом Пиренейского полуострова за обратное отвоевание земель у арабов. Изучение бегетрий, по мнению Л. К. Кудрявцева, «имеет кардинальное значение для постановки и изучения основных проблем средневековой Испании» [9].
      Перечисленные вопросы являются лишь небольшой частью обширного круга проблем истории средневековой Испании, содержащихся в трудах советских медиевистов.




      Литература

      1. Советская историческая энциклопедия. Т. 11, 1965.
      2. //Учебные записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. т. 45, 1941.
      3. История средних веков./ Под ред. Косминского, Е.А. и Сказкина, С.Д., тт. I-II, - М.: Академкнига,1952-1954. – 310 с.;
      Всемирная история. / Под ред. Неусыхина, А. И., т. III, - М., Академкнига, 1957, - 625 с., гл. XII, XXVII, XLV; т. IV, - М., Академкнига, 1958, 455 с., гл. X.
      4. Этот вопрос затрагивался лишь в статье Грацианского, Н.П. О разделах земель у бургундов и вестготов./ Грацианский, Н.П. // сб. "Средние века", - вып. 1, - 1942)
      5. Вайнштейн, О. Л. История советской медиевистики (1917-1966). -Л.: - «Наука», 1968 - 256 с.
      6. Розенберг, А.М. Коннетабль Кастильский Альваро-де-Луна и его борьба с силами феодальной реакции./ Розенберг, А.М. - //Учебные записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И.Герцена – 1941 – т.45 – С.32-45.;
      Розенберг, А.М.Восстания против королевской власти в Кастилии XV в./ Розенберг, А.М. - //Учебные записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена, - 1948 - т. 68 – С.25-31.
      7. //Вопросы истории - 1946 - №11-12.
      8. Альтамира-и-Кревеа, Р. История Испании: в 2 т. / Р. Альтамира-и-Кревеа.– 2-е изд. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1951. – 519 с.
      9. //Культура Испании. – 1964. – С.24.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 5
Зарегистрирован: 28.04.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.10 17:28. Заголовок: прекрасная статья! к..


прекрасная статья! компактное и полное исполнение!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет