АвторСообщение
администратор


Сообщение: 34
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 13:16. Заголовок: Квачёнок В.В. Военно-монашеские ордена эпохи Реконкисты


    Тема: Военно-монашеские ордена эпохи Реконкисты
    Квачёнок В.В., аспирант кафедры истории древних цивилизаций и средневековья
    Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

    Введение. Приступая к анализу основных работ по древней и средневековой истории Испании, следует отметить сходство и различие в подходах к оценке данного явления. Ряд европейских историков кон. 20 в. (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера) склонны рассматривать процесс Реконкисты как цепь военных предприятий, которые велись под знаком религиозной борьбы христиан против «неверных» с идеологической платформой в виде католичества. Подобный подход в свою очередь усиленно критиковался советскими медиевистами за недооценку экономических мотивов Реконкисты, их влияния на социально-экономическую и политическую историю народов полуострова, в общем, и религиозную составляющую Реконкисты. Общей же тенденцией исследований советских (Корсунский А. Р., Кудрявцев А. Е.) и европейских (Р. Менедес Пидаль, К. Санчес Альборнос, Х. Висенс Вивес) авторов является признание исключительного влияния и арабского завоевания и Реконкисты на ход общеевропейской истории [1, с. 211].
    Анализ опубликованной литературы показывает, что в исследовании проблем Реконкисты в советской историографии имелись определённые наработки. Самая поздняя по времени написания общая работа – «История Испании IX – XIII веков» А.Р.Корсунского – вышла в свет в 1976 году. При всех её неоспоримых достоинствах, к настоящему времени ряд содержащихся в ней положений следует признать устаревшими. Кроме того, она отличается особым вниманием к проблемам социально-экономической истории, что вообще было свойственно медиевистике советского периода, в то время как материал по политической истории и истории культуры представлен явно недостаточно. Наиболее полное из существующих пособий – «История Испании» Р.Альтамира-и-Кревеа – вышло первым русским изданием ещё в 1952 г., причём первое испанское издание датируется 1874 г. Также стоит отметить ряд работ испанских историков, изучающих данный исторический период. [2] Здесь нашли отражение вопросы Реконкисты не только общего характера, но и моменты, касающиеся особенностей хода боевых действий, социального и национального состава участников, деятельности и роли военно-монашеских орденов на данном этапе истории Испании. Целью данного артикула является рассмотрение процесса образования и развития военно-монашеских орденов как определяющего фактора в формировании идеологической платформы Реконкисты.
    Основная часть. Основание первых военно-монашеских орденов в странах Пиренейского полуострова относится к середине XII века. В этот период существовало несколько независимых христианских государств: королевство Леон (бывшая Астурия — родоначальник Реконкисты), королевство Кастилия в центральной Испании, Арагонское королевство, находящееся в унии с Каталонским графством. Такая обстановка наложила свой отпечаток и на формирование военно-монашеских братств, которые, в отличие от основных европейских орденов, изначально носили сугубо национальный характер.
    В учреждении духовно-рыцарских союзов, начиная с 1145 года, отметились почти все пиренейские государства, кроме Наварры, где оформилось не менее семи рыцарских орденов [3, с. 144]. При этом здесь же активно действовали также тамплиеры и госпитальеры, что привело к возникновению в третьей четверти XII ст. нескольких собственных воен¬но-монашеских орденов, которые изначально были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров [4, с. 195]. В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году - орден Сантьяго-де-Компостела. Около 1173 года возник орден Монтегаудио, владения которого находились главным образом в Арагонском королевстве, а к 1176 в Португалии появилась организация, впоследствии ставшая орденом Авиш, а в Леонском королевстве был создан орден Сан-Хулиан-де-Перейро, предшественник ордена Алька́́нтары. В 1170-1300 годах появились ордена Сан-Хорге-де-Альфама и Санта-Мария-де-Эспанья [5, с. 390-392]. В частности, духовно-рыцарский орден Калатравы был основан в 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена, получивший своё название от завоёванной у арабов крепости Калатрава. Именно эта крепость в 1147 году была взята войсками Альфонса VII при под¬держке тамплиеров, которые и оста¬лись её защищать. Позже Санчо III Кастильский обещал крепость Калатраву тому, кто окажется в состоянии защитить её. Два монаха, дон Рай¬монд и Диего Веласкес, взяли на себя эту задачу и основали для защиты крепости орден Калатравы. В 1195 году крепость была взята мусульма¬нами, которые владели ею до 1212 года. Орден Калатравы постепенно усиливал экономическое могущество, что проявилось во владении 350 населёнными пунктами, в которых проживало 200 000 жителей. Отличительным знаком членов ордена ста¬ла белая и черная одежда с красным крестом. Несколько позже красный крест был заменен на голубой крест в форме лилии. Имея военную и финансовую независимость, орден играл в стране крупную политическую роль. Он вмешивался в вопросы замещения престола (фео¬дальные смуты при Альфонсе X, Педро Жестоком, Хуане II, в начале правления Изабеллы). Также в самом ордене в период с XIV по XV век происходит внутренняя борьба за должность магистра. Последующая победа абсолютизма в Испании привела к подчинению ордена: в 1489 году с согласия папы Римского королю Фердинанду V было разрешено стать великим магистром ордена. Подобно госпитальерам и тамплиерам, орден Калатравы сосредоточил в своих руках огромные богатства и владел обширными землями, однако не имел той же независимости. Звание гроссмейстеров ордена, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли. Со временем членство в ордене стало служить подтверждением знатности рода. Позже орден прекратил существование в 1873 году [6, с. 23-24]. Образовавшийся в 1170 году орден Сантьяго-де-Компостелы совмещал и чисто монашеские обязанности (сопровождение и устройство на ночлег паломников), и – в меньшей степени – военные, связанные с охраной паломников и собственных владений. Тем не менее, существенная часть членов ордена изначально имела право на законный брак, подтверждённый папой. Благодаря этой вольности, орден быстро рос, вскоре превзойдя в численности старшие ордена Калатравы и Алькантара (они освободились от целибата только в конце Средневековья); в период расцвета, владения ордена Сантьяго превосходили вместе взятые владения упомянутых орденов. Только в Испании орден владел 83 командорствами, двумя городами, 178 деревнями, пятью монастырями. Орден мог выставить в поле 400 рыцарей и тысячу пехотинцев [7, с. 215]. Орден Сантьяго, наравне с другими испанскими и португальскими орденами, принимал участие в войнах с мусульманами и крестовых походах. Морские походы ордена, требовавшие гребцов на галеры, породили своеобразный обычай, просуществовавший до XVIII века: кандидаты в рыцари должны были отслужить полгода гребцами; большинство, однако, предпочитало откупаться от этой повинности. Орденом управлял магистр, которому помогал Совет Тринадцати, имевший право низложить магистра в исключительных обстоятельствах. В 1160–1499 гг. сменилось 40 магистров (среди них принцы Кастильского дома), причём весь XV век прошёл в борьбе королевских домов Арагона и Кастилии за влияние на ордена. В 1499 г. Фердинанд Католик, договорившись с папой, возложил руководство орденом на себя, а в 1522 г. три больших военных ордена официально перешли под управление короля Кастилии (или даже королевы, если бы на престол взошла женщина). Карл V Габсбург учредил особое министерство для управления делами орденов. Стоит отметить, что орден Сантьяго, в отличие от расформированного в XIX веке ордена Калатравы, действует и в наши дни. В 1931 году в нём насчитывалось 30 рыцарей (в том числе наследник престола и члены королевской семьи) и 35 послушников. С 2008 года главным командором ордена является наследник испанской короны Фелипе, принц Астурийский, вступивший в орден в 1986 г.[7, с. 251-253] Однако, несмотря на поддержку королей, не все испанские военно-монашеские ордена процветали. Орден Монтегаудио в 1188 году был вынужден объединиться с орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле, а в 1196 году они влились в орден тамплиеров. Некоторые из братьев не смирились с этим союзом и обосновались в Монфрагуэ на реке Тахо в Кастилии; позднее эта группа вошла в орден Калатравы. Эти перемены были обусловлены внутренними трудностями ордена Монтегаудио и группы в Монфрагуэ. Объединение же ордена Санта-Мария-де-Эспанья с орденом Сантьяго-де-Компостела произошло после того, как последний понёс огромные потери в сражении при Моклине в 1280 году. Время от времени выдвигались предложения о распространении действий военно-монашеских орденов на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлён [6, с. 5].
    Важной особенностью всех пиренейских духовно-рыцарских орденов была их значительная зависимость от светских властей. Они не обладали правами экстерриториальности, не имели полномочий апеллировать к Святому престолу без разрешения национальных церквей. Ордена были лишены и права военной инициативы — все боевые действия велись ими только по приказу соответствующего короля. Согласно тому же принципу, они не могли вступать в переговоры с врагами и заключать с ними соглашения. Однако слабость рыцарских религиозных союзов тоже не стоит преувеличивать. Огромные пожертвования, большие финансовые льготы и значительная до середины XIII века военная добыча превратили испанские и португальские ордена в крупнейших собственников. Накопленные богатства позволяли им проводить достаточно независимую политику, вмешиваться во внутригосударственные дела и даже выступать в роли арбитров на межнациональном уровне [8, с. 66]. Очень частыми были случаи, когда то или иное братство возглавлял член королевской семьи. Особенно отличался таким взаимопроникновением государственных и религиозных структур португальский орден Авиш. Один из его великих магистров в XIV веке стал португальским королем, больше того, сама эта династия, правившая до 1580 года, получила название Авишской. Крупнейшим сановником другого военно-монашеского объединения — ордена Христа — был знаменитый португальский принц Генрих Мореплаватель.
    Зависимость от государственной власти оказывала сильное влияние на внешнюю деятельность орденов, но в очень малой степени затрагивала их внутреннюю жизнь. Уставы всех братств были, по существу, основаны на тамплиерских или госпитальерских статутах и отличались лишь некоторыми нюансами. Например, орден Калатравы разрешал братьям охотиться в целях пропитания, в нём же, единственном из всех, был установлен испытательный срок для вступающих [9, с.424-425]. Орден Сантьяго стоял несколько особняком, поскольку его устав разрешал принимать в братство женатых мужчин. Вероятно, именно это послабление и сделало Сантьяго крупнейшим из испанских орденов — по числу членов он превосходил остальных в несколько раз. Время Реконкисты было временем расцвета и могущества пиренейских орденов. После завоевания Гранады король объединенной Испании Фердинанд объявил себя великим магистром всех крупнейших орденов. В 1523 году это подчинение государству было окончательно санкционировано римским престолом, и с этого времени ордена постепенно превращаются в замкнутые клубы элитарного характера.
    Заключение. Рассматривая историю военно-монашеских орденов, стоит отметить, что с самого начала они были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров. Но при попытке объяснить появление этих организаций необходимо принимать во внимание как надежды и планы их основателей и первых членов, так и настроения испанских королей, покровительствовавших этим орденам. Христианские правители Испании, безусловно, надеялись таким образом заручиться основательной военной поддержкой: Альфонс X Кастильский всячески поддерживал орден Санта-Мария-де-Эспанья, надеясь на помощь мореходов в борьбе с мусульманами за контроль над Гибралтарским проливом. Существование определённых финансовых льгот и ряд пожертвований способствовали превращению военно-монашеских орденов в крупнейших собственников, что отражалось в проведении достаточно независимой политики во внутригосударственных делах и выступлении в роли арбитров на международном уровне.


    Литература:
    1. Советская историческая энциклопедия. Т. 11, 1965
    2. Los Reyes de Leon [Электронный ресурс] / Un listado bibliográfico / - España, 2004 – Режим доступа: http://members.fortunecity.es/edepaz/bibliografia.htm. - Дата доступа: 15.05.2008.
    3. Ferrero Reglá, J. Historia de España / J. Ferrero Reglá. – 2-а ed. – Barcelona: Optima, 2004. – 455 c.
    4. Альтамира-и-Кревеа, Р. История Испании: в 2 т. / Р. Альтамира-и-Кревеа.– 2-е изд. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1951. – т.1 – 519 с.
    5. Ferrera Cuesta, C. Diccionario de historia de España / C. Ferrera Cuesta.– Madrid: Alianza, 2005. – 750 c.
    6. Жарков, С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы / С. В. Жарков. – Брест: ЧУП «Издательство Академия», 2005 – 108 с. [15] л. илл.
    7. Гусев, И. Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ. / И. Е. Гусев. – Минск: Харвест, 2007. – 240 с., с илл.
    8. Кудрявцев, А. Испания в средние века / А. Кудрявцев.– 1-е изд. – Ленинград: Книга, 1937. – 250 с.
    9. Волкова, Г. И. Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник: учебное пособие / Г. И. Волкова, А. В. Дементьев. – Москва: Высшая школа, 2006. – 656 с., с илл.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет