|
| администратор
|
Сообщение: 34
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 14.01.09 13:16. Заголовок: Квачёнок В.В. Военно-монашеские ордена эпохи Реконкисты
Тема: Военно-монашеские ордена эпохи Реконкисты Квачёнок В.В., аспирант кафедры истории древних цивилизаций и средневековья Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Введение. Приступая к анализу основных работ по древней и средневековой истории Испании, следует отметить сходство и различие в подходах к оценке данного явления. Ряд европейских историков кон. 20 в. (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера) склонны рассматривать процесс Реконкисты как цепь военных предприятий, которые велись под знаком религиозной борьбы христиан против «неверных» с идеологической платформой в виде католичества. Подобный подход в свою очередь усиленно критиковался советскими медиевистами за недооценку экономических мотивов Реконкисты, их влияния на социально-экономическую и политическую историю народов полуострова, в общем, и религиозную составляющую Реконкисты. Общей же тенденцией исследований советских (Корсунский А. Р., Кудрявцев А. Е.) и европейских (Р. Менедес Пидаль, К. Санчес Альборнос, Х. Висенс Вивес) авторов является признание исключительного влияния и арабского завоевания и Реконкисты на ход общеевропейской истории [1, с. 211]. Анализ опубликованной литературы показывает, что в исследовании проблем Реконкисты в советской историографии имелись определённые наработки. Самая поздняя по времени написания общая работа – «История Испании IX – XIII веков» А.Р.Корсунского – вышла в свет в 1976 году. При всех её неоспоримых достоинствах, к настоящему времени ряд содержащихся в ней положений следует признать устаревшими. Кроме того, она отличается особым вниманием к проблемам социально-экономической истории, что вообще было свойственно медиевистике советского периода, в то время как материал по политической истории и истории культуры представлен явно недостаточно. Наиболее полное из существующих пособий – «История Испании» Р.Альтамира-и-Кревеа – вышло первым русским изданием ещё в 1952 г., причём первое испанское издание датируется 1874 г. Также стоит отметить ряд работ испанских историков, изучающих данный исторический период. [2] Здесь нашли отражение вопросы Реконкисты не только общего характера, но и моменты, касающиеся особенностей хода боевых действий, социального и национального состава участников, деятельности и роли военно-монашеских орденов на данном этапе истории Испании. Целью данного артикула является рассмотрение процесса образования и развития военно-монашеских орденов как определяющего фактора в формировании идеологической платформы Реконкисты. Основная часть. Основание первых военно-монашеских орденов в странах Пиренейского полуострова относится к середине XII века. В этот период существовало несколько независимых христианских государств: королевство Леон (бывшая Астурия — родоначальник Реконкисты), королевство Кастилия в центральной Испании, Арагонское королевство, находящееся в унии с Каталонским графством. Такая обстановка наложила свой отпечаток и на формирование военно-монашеских братств, которые, в отличие от основных европейских орденов, изначально носили сугубо национальный характер. В учреждении духовно-рыцарских союзов, начиная с 1145 года, отметились почти все пиренейские государства, кроме Наварры, где оформилось не менее семи рыцарских орденов [3, с. 144]. При этом здесь же активно действовали также тамплиеры и госпитальеры, что привело к возникновению в третьей четверти XII ст. нескольких собственных воен¬но-монашеских орденов, которые изначально были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров [4, с. 195]. В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году - орден Сантьяго-де-Компостела. Около 1173 года возник орден Монтегаудио, владения которого находились главным образом в Арагонском королевстве, а к 1176 в Португалии появилась организация, впоследствии ставшая орденом Авиш, а в Леонском королевстве был создан орден Сан-Хулиан-де-Перейро, предшественник ордена Алька́́нтары. В 1170-1300 годах появились ордена Сан-Хорге-де-Альфама и Санта-Мария-де-Эспанья [5, с. 390-392]. В частности, духовно-рыцарский орден Калатравы был основан в 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена, получивший своё название от завоёванной у арабов крепости Калатрава. Именно эта крепость в 1147 году была взята войсками Альфонса VII при под¬держке тамплиеров, которые и оста¬лись её защищать. Позже Санчо III Кастильский обещал крепость Калатраву тому, кто окажется в состоянии защитить её. Два монаха, дон Рай¬монд и Диего Веласкес, взяли на себя эту задачу и основали для защиты крепости орден Калатравы. В 1195 году крепость была взята мусульма¬нами, которые владели ею до 1212 года. Орден Калатравы постепенно усиливал экономическое могущество, что проявилось во владении 350 населёнными пунктами, в которых проживало 200 000 жителей. Отличительным знаком членов ордена ста¬ла белая и черная одежда с красным крестом. Несколько позже красный крест был заменен на голубой крест в форме лилии. Имея военную и финансовую независимость, орден играл в стране крупную политическую роль. Он вмешивался в вопросы замещения престола (фео¬дальные смуты при Альфонсе X, Педро Жестоком, Хуане II, в начале правления Изабеллы). Также в самом ордене в период с XIV по XV век происходит внутренняя борьба за должность магистра. Последующая победа абсолютизма в Испании привела к подчинению ордена: в 1489 году с согласия папы Римского королю Фердинанду V было разрешено стать великим магистром ордена. Подобно госпитальерам и тамплиерам, орден Калатравы сосредоточил в своих руках огромные богатства и владел обширными землями, однако не имел той же независимости. Звание гроссмейстеров ордена, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли. Со временем членство в ордене стало служить подтверждением знатности рода. Позже орден прекратил существование в 1873 году [6, с. 23-24]. Образовавшийся в 1170 году орден Сантьяго-де-Компостелы совмещал и чисто монашеские обязанности (сопровождение и устройство на ночлег паломников), и – в меньшей степени – военные, связанные с охраной паломников и собственных владений. Тем не менее, существенная часть членов ордена изначально имела право на законный брак, подтверждённый папой. Благодаря этой вольности, орден быстро рос, вскоре превзойдя в численности старшие ордена Калатравы и Алькантара (они освободились от целибата только в конце Средневековья); в период расцвета, владения ордена Сантьяго превосходили вместе взятые владения упомянутых орденов. Только в Испании орден владел 83 командорствами, двумя городами, 178 деревнями, пятью монастырями. Орден мог выставить в поле 400 рыцарей и тысячу пехотинцев [7, с. 215]. Орден Сантьяго, наравне с другими испанскими и португальскими орденами, принимал участие в войнах с мусульманами и крестовых походах. Морские походы ордена, требовавшие гребцов на галеры, породили своеобразный обычай, просуществовавший до XVIII века: кандидаты в рыцари должны были отслужить полгода гребцами; большинство, однако, предпочитало откупаться от этой повинности. Орденом управлял магистр, которому помогал Совет Тринадцати, имевший право низложить магистра в исключительных обстоятельствах. В 1160–1499 гг. сменилось 40 магистров (среди них принцы Кастильского дома), причём весь XV век прошёл в борьбе королевских домов Арагона и Кастилии за влияние на ордена. В 1499 г. Фердинанд Католик, договорившись с папой, возложил руководство орденом на себя, а в 1522 г. три больших военных ордена официально перешли под управление короля Кастилии (или даже королевы, если бы на престол взошла женщина). Карл V Габсбург учредил особое министерство для управления делами орденов. Стоит отметить, что орден Сантьяго, в отличие от расформированного в XIX веке ордена Калатравы, действует и в наши дни. В 1931 году в нём насчитывалось 30 рыцарей (в том числе наследник престола и члены королевской семьи) и 35 послушников. С 2008 года главным командором ордена является наследник испанской короны Фелипе, принц Астурийский, вступивший в орден в 1986 г.[7, с. 251-253] Однако, несмотря на поддержку королей, не все испанские военно-монашеские ордена процветали. Орден Монтегаудио в 1188 году был вынужден объединиться с орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле, а в 1196 году они влились в орден тамплиеров. Некоторые из братьев не смирились с этим союзом и обосновались в Монфрагуэ на реке Тахо в Кастилии; позднее эта группа вошла в орден Калатравы. Эти перемены были обусловлены внутренними трудностями ордена Монтегаудио и группы в Монфрагуэ. Объединение же ордена Санта-Мария-де-Эспанья с орденом Сантьяго-де-Компостела произошло после того, как последний понёс огромные потери в сражении при Моклине в 1280 году. Время от времени выдвигались предложения о распространении действий военно-монашеских орденов на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлён [6, с. 5]. Важной особенностью всех пиренейских духовно-рыцарских орденов была их значительная зависимость от светских властей. Они не обладали правами экстерриториальности, не имели полномочий апеллировать к Святому престолу без разрешения национальных церквей. Ордена были лишены и права военной инициативы — все боевые действия велись ими только по приказу соответствующего короля. Согласно тому же принципу, они не могли вступать в переговоры с врагами и заключать с ними соглашения. Однако слабость рыцарских религиозных союзов тоже не стоит преувеличивать. Огромные пожертвования, большие финансовые льготы и значительная до середины XIII века военная добыча превратили испанские и португальские ордена в крупнейших собственников. Накопленные богатства позволяли им проводить достаточно независимую политику, вмешиваться во внутригосударственные дела и даже выступать в роли арбитров на межнациональном уровне [8, с. 66]. Очень частыми были случаи, когда то или иное братство возглавлял член королевской семьи. Особенно отличался таким взаимопроникновением государственных и религиозных структур португальский орден Авиш. Один из его великих магистров в XIV веке стал португальским королем, больше того, сама эта династия, правившая до 1580 года, получила название Авишской. Крупнейшим сановником другого военно-монашеского объединения — ордена Христа — был знаменитый португальский принц Генрих Мореплаватель. Зависимость от государственной власти оказывала сильное влияние на внешнюю деятельность орденов, но в очень малой степени затрагивала их внутреннюю жизнь. Уставы всех братств были, по существу, основаны на тамплиерских или госпитальерских статутах и отличались лишь некоторыми нюансами. Например, орден Калатравы разрешал братьям охотиться в целях пропитания, в нём же, единственном из всех, был установлен испытательный срок для вступающих [9, с.424-425]. Орден Сантьяго стоял несколько особняком, поскольку его устав разрешал принимать в братство женатых мужчин. Вероятно, именно это послабление и сделало Сантьяго крупнейшим из испанских орденов — по числу членов он превосходил остальных в несколько раз. Время Реконкисты было временем расцвета и могущества пиренейских орденов. После завоевания Гранады король объединенной Испании Фердинанд объявил себя великим магистром всех крупнейших орденов. В 1523 году это подчинение государству было окончательно санкционировано римским престолом, и с этого времени ордена постепенно превращаются в замкнутые клубы элитарного характера. Заключение. Рассматривая историю военно-монашеских орденов, стоит отметить, что с самого начала они были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров. Но при попытке объяснить появление этих организаций необходимо принимать во внимание как надежды и планы их основателей и первых членов, так и настроения испанских королей, покровительствовавших этим орденам. Христианские правители Испании, безусловно, надеялись таким образом заручиться основательной военной поддержкой: Альфонс X Кастильский всячески поддерживал орден Санта-Мария-де-Эспанья, надеясь на помощь мореходов в борьбе с мусульманами за контроль над Гибралтарским проливом. Существование определённых финансовых льгот и ряд пожертвований способствовали превращению военно-монашеских орденов в крупнейших собственников, что отражалось в проведении достаточно независимой политики во внутригосударственных делах и выступлении в роли арбитров на международном уровне. Литература: 1. Советская историческая энциклопедия. Т. 11, 1965 2. Los Reyes de Leon [Электронный ресурс] / Un listado bibliográfico / - España, 2004 – Режим доступа: http://members.fortunecity.es/edepaz/bibliografia.htm. - Дата доступа: 15.05.2008. 3. Ferrero Reglá, J. Historia de España / J. Ferrero Reglá. – 2-а ed. – Barcelona: Optima, 2004. – 455 c. 4. Альтамира-и-Кревеа, Р. История Испании: в 2 т. / Р. Альтамира-и-Кревеа.– 2-е изд. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1951. – т.1 – 519 с. 5. Ferrera Cuesta, C. Diccionario de historia de España / C. Ferrera Cuesta.– Madrid: Alianza, 2005. – 750 c. 6. Жарков, С. В. История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы / С. В. Жарков. – Брест: ЧУП «Издательство Академия», 2005 – 108 с. [15] л. илл. 7. Гусев, И. Е. История религиозных и рыцарских орденов и обществ. / И. Е. Гусев. – Минск: Харвест, 2007. – 240 с., с илл. 8. Кудрявцев, А. Испания в средние века / А. Кудрявцев.– 1-е изд. – Ленинград: Книга, 1937. – 250 с. 9. Волкова, Г. И. Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник: учебное пособие / Г. И. Волкова, А. В. Дементьев. – Москва: Высшая школа, 2006. – 656 с., с илл.
|