АвторСообщение
администратор


Сообщение: 317
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 01:59. Заголовок: Ханмагомедова Н.С. К вопросу об определении понятия «толерантность»


    Тема: К вопросу об определении понятия «толерантность»
    Ханмагомедова Н.С., аспирант
    Ярославский Государственный Университет им. П.Г.Демидова

    Интерпретация понятия «толерантность» в истории теоретической мысли на разных этапах развития общества была самая разнообразная. Первоначально в истории обществоведческих знаний в русле гуманистических направлений, противопоставляющих теориям насилия, непримиримости и отрицания компромисса господствовала идея терпимого (толерантного) отношения ко всем «иным». Вместе с тем, предположение, что принцип терпимости «начал утверждаться в качестве общезначимого принципа человеческого общения после буржуазных революций», требует существенного уточнения. Дело в том, что и в Древнем мире и в Средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время, и, тем более, в ХХI веке поиски условий гармоничного сосуществования индивидов, наций были постоянными, хотя и специфичными. В современных условиях существования общества проблематичность стимулирования толерантности выглядит фактически закономерной и неизбежной, поскольку противоречия между идеалом терпения и предпочитаемой стратегией поведения оставались неразрешенными во все времена и в любой стране, в образе жизни преимущественного большинства населения, вне зависимости от принятых идеологических догматов и традиционного следования какой-либо из мировых религий.
    Итак, во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - tolerang, франц. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») регулярно уточнялось, что было естественным процессом, так как менялось и само общество, а во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
    Диапазон толкования понятия толерантности весьма широк - от представления о почти ничем не ограничиваемом принципе в разного рода анархистских концепциях до ограничительной трактовки, принимающей во внимание соображения общественного и индивидуального здоровья, морали, законности и т.п. Так, например, в индийской философии терпимость всегда считалась высшей мудростью, но, вместе с тем, к изменению жестко кастовой структуры общества данный принцип построения отношения так и не привел. Гуманизм проповедовало христианство, параллельно благословляя крестовые походы. А наряду с глубоким интересом к изучению «естественного» человека в эпоху Возрождения обострилась нетерпимость к всевозможной ереси, зарождалась инквизиция. Равенство и толерантность провозглашались знаменами масонских лож, но в среде членов Ордена, участвовавших в военных, революционных или освободительных движениях, пацифистские настроения, по-видимому, не доминировали.
    Можно предположить, что подобные рассогласования характерны для общечеловеческого способа существования в целом, и с этим, к сожалению, приходиться мириться, отыскивая адекватные подходы к «уравновешиванию» крайностей, коррекции социального поведения путем обоснования и учитывающего реальные социально-психологические законы закрепления морального идеала терпения в жизненных отношениях индивидов. Собственно сама толерантность фиксирует процесс опосредования противоположностей, тем самым, стирая односторонность представлений о приоритете борьбы и заострения социальных противоречий.
    В системе этических взглядов Древнего мира принципиальным считалось культивирование умеренности, которое нашло свое обоснование и в проповедях Фалеса, Солона, Бианта, Питтака, в учении Демокрита, в воззрениях Сократа. Типичным для средневековья методом контролирования поведения и вариантом закрепления терпимости в жизни общества была апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи, тождественные нарушению установленных норм. Наряду с этим, большое влияние на деятелей патристики оказал Филон Александрийский, который сформировал традиционный для религиозного мировоззрения постулат толерантности, связанный с утверждением своеобразного равенства людей – равенства перед Богом.
    Проблема всеобщего равенства, предполагающего наличие толерантности как формы унификации, нашла свое отражение и позже, в теории эгалитаризма, популярной еще со времен буржуазных революций и получившей свое развитие в современных концепциях, пытающихся найти компромисс в решении вопроса о равенстве возможностей и равенстве результатов.
    Традиция Древнего мира считать самоограничение способом удовлетворения сугубо человеческих потребностей и методом построения гармоничных отношений в обществе типична, с некоторыми оговорками, и для культуры Индии, где ненасилие как образ жизни имеет глубокое обоснование и трактуется в качестве абсолюта, детерминирующего общественную и индивиду¬альную формы бытия. Так, Д. Неру утверждал, что в понятие ахим¬сы вкладывается конкретный смысл, раскрывавшийся на примере стремления личности обуздать гнев и ненависть, избежать агрессивных намерений и поддерживать самодисциплину, но не провозглашается физическое воздержание от насильственных действий, когда они становятся необходимы¬ми и неизбежными.
    Толерантность оказывается связанной с активностью, поступками. П.А. Со¬рокин отмечал, что терпимость обычно путают с пассивным воздержанием от действия, хотя толерантность может требовать весьма серьезного внутреннего усилия, часто гораздо более серьезного, чем требуется для открытых действий. А. Г. Зиммель фактически определил тактичность как действующую установку толерантности, которая заключается в ограничении индивидуальных порывов там, где этого требуют права других.
    Конфликты отношений микроуровня социальной системы, находившиеся в центре внимания социологов с конца XIX века, продолжают оставаться актуальными и в нынешней ситуации общественного развития. Так, современные справочники и словари по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям.
    В рамках ортодоксальной марксисткой социологии толерантность интерпретировалась с идеологических позиций как «беспринципность», «отказ от борьбы» и фактически отвергалась, а признание важности терпения для гармоничного развития контактов различной формы (от межличностных до государственных) не сопровождалось его всесторонним изучением.
    Следует отметить, что в психологической справочной литературе толерантность трактуется как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
    Кроме того, понятие толерантности интерпретируется в 3-х аспектах: 1) как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо»; 2) как полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма; 3) как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды [1. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция. Смысл, программа // История. / Прил. к газ. Первое сентября. – 2002. - №11. – 16-22 марта. – С.5]. В данном определении прослеживается связь изучаемого явления с биосоциальным аспектом.
    В целом, можно сделать вывод, что наряду с многозначностью, категория «толерантность» имеет созерцательный оттенок и пассивную направленность. Однако в Преамбуле Устава ООН характеристика определения толерантности видоизменяется: «… проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Данное определение получает действенную, социально активную окраску и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), которое заключается в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой). А гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.
    Вместе с тем, мальтийский исследователь Кеннет Уейн в статье «Образование и толерантность» приходит к выводу, что «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но и признание и уважение самих «других людей». В «других» должны признаваться и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат [2. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция. Смысл, программа // История. / Приложение к газ. Первое сентября. - 2002. - № 11. - 16-22 марта. - С.6].
    Интересным является определение толерантности, которое сформулировал В. Лекторский: «Толерантность выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога культур» [3. Лекторский В.А. Толерантность. // Философские науки. - 1997. - № 3-4. - С.17]. Автор считает, что взаимодействие с позициями, отличными от своих, сопоставление своей аргументации с аргументами в пользу иной точки зрения выступает как необходимое условие развития своих собственных взглядов.
    Итак, ознакомившись с различными интерпретациями категории «толерантность», можно предположить, что на современном этапе толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет