АвторСообщение
администратор


Сообщение: 284
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 23:26. Заголовок: Пономарёва С.А. Ребенок в условиях глобализации


    Тема: Ребенок в условиях глобализации
    Пономарёва С.А., аспирант, ассистент кафедры социальных наук и технологий МарГТУ
    Марийский государственный технический университет


    Изучена проблема влияния процесса глобализации, определяющего образ жизни, способ поведения, выбор тех или иных ценностей молодого поколения, на современного ребенка. С помощью изученного материала был сделан вывод о вероятности трансформации сознания ребенка в современном обществе.

    Современный ребенок, живя в условиях глобализации, всеохватывающего процесса интеграции народов мира во всех сферах их жизнедеятельности [2], впитывает в себя те изменения, которые вносит данное явление, что впоследствии может привести к появлению в российской действительности новых проблем, а также ухудшение уже имеющихся, о чем констатируют и психологи, педагоги и философы.
    Цель работы – изучить влияние процесса глобализации на сознание современного ребенка, состояние которого находит отражение в его поведении, стили жизни, выборе ценностей.
    Объектом исследования являются дети.
    Решаемые задачи: 1) охарактеризовать процесс глобализации, его социальные последствия; 2) выявить влияние процесса глобализации на сознание современного ребенка.
    При решении задач исследования использовался ряд методов: библиографический, аналитический, метод обобщения и др.
    Интерпретация результатов. Глобализация - организуемая усилиями человечества сверхсложная социальная система. Но сегодня по истечению определенного времени проявились ее негативные последствия [2]. Идеальная модель глобализации при ее реальном воплощении обнаружила ярко выраженную экономически ориентированную целесообразность. Процесс пошел в ущерб национальному, этнокультурному многообразию народов мира [2]. Западные образцы начинают приникать во все уголки мира. Происходит уменьшение роли национальных государств. Новые поколения все менее нуждаются в сохранении “наследия” предков. Быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.
    Данный процесс в большей степени негативно влияет и на самого человека. Люди во все большей степени стали личностями, не владеющими своей свободой [4], маргинальными и флюгерными по своей сущности, не знающими для себя другого более значимого закона, чем закона удовлетворения своих практических потребностей любой ценой и в кратчайшие сроки [2], не имеющими четких социокультурных структур.
    Глобализация не только продвигает человека вперед в своем развитии, но и усложняет мир. Люди становятся носителями миксированного сознания [3]. Смешенное сознание – смешение знаний, установок, ценностей. Всякий человек в этих условиях оказывается дезориентированным индивидом, который может склониться к девиантному поведению, согласно Э. Дюркгейму [1].
    Что касается детей, то именно они, молодое поколение, легко усваивает нововведения, нежели поколения «отцов» или «бабушек и дедушек», которые воспитывались в другой обстановке, ситуации, где доминировали ценности отличные от настоящих в обществе. Они воспринимают и принимают западные идеи, диктуемые им глобализацией. А это порождает, как уже отмечалось, новые проблемы в российском обществе и усугубляет имеющиеся.
    Даже в проведенном автором исследовании среди детей общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы в 2007 г. с целью раскрытия жизненного мира подростка через систему ценностей и преференций была выявлена тенденция увеличения роли компьютерных игр в жизни подростка, причем игр развлекательного плана. В настоящее время известны случаи, когда под влиянием компьютерных игр, менялось поведение ребенка, причем не в лучшую сторону.
    Существующий конфликт «отцов» и «детей» так же затронут изучаемым процессом. Несомненно, данная проблема вечна. Но вопрос в другом: «Насколько остро стоит этот конфликт сегодня с учетом явлений нового времени (глобализации, постмодернизма и т.д.)?». Те ценности, которые идут с Запада, совершенно отличны от российских, о чем неоднократно описывали многие исследователи. И «отцы», воспитанные в своих традициях российских, сталкиваются с «детьми», воспринимающими западную культуру.
    Главная особенность глобализации - скорость. А это приводит к внутреннему дискомфорту из-за стремления «не отставать от жизни». И сегодня ребенок сталкивается с необходимостью интенсивного овладения сложными достижениями цивилизации, иначе он может быть «отброшен на обочину жизни».
    Важным двигателем глобализации являются средства массовой информации, которые оказывают огромное воздействие на сознание человека. В современном обществе ребенок становится все более замкнутым, и одной из причин этого выступает телевизор, предоставляющий необходимую и самую различную информацию, где общение со сверстниками или родителями уже не столь значимо.
    Поэтому сегодня необходимо обратить внимание на детей.
    Выводы. Постигая социальное бытие, современный ребенок тем самым не только усваивает какие-либо знания окружающего мира, но и при этом вынужден улавливать изменения быстро меняющейся действительности, что особенно важно в настоящее время с учетом глобализационных процессов, приводящих к появлению проблем, что ярко выражено в плане изменения ценностных ориентиров детей, переосмыслении смысла жизни, цели жизни как стержневых структур бытия, в формировании «пространства компьютерных игр», в усложнении взаимоотношений «отцов» и «детей» в силу доминирования в их сознании разных ценностей, традиций.
    Список литературы
    1. Социология. Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю. Н. Тарасова. Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2002. – 268 с.
    2. Шалаев, В. П. Глобализация и национальная безопасность России в XXI веке. // Седьмые Вавиловские чтения: Материалы постоянно действующей всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием // Под общ. ред. проф. В.П. Шалаева. – Йошкар-Ола: МарГТУ.
    3. Шалаев, В. П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный тип личности – модусы переходной эпохи человеческой истории: синергетический аспект // Социальная синергетика: Безопасность и глобализация в парадигме современного научного знания и практики: Сборник научных трудов / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора В.П. Шалаева. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 296 с.
    4. Шалаева, С. Л. Детство в глобализирующемся мире // Социальная синергетика: Мировоззрение совеременного общества в условиях глобализации и постмодерна. Сборник научных трудов / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора В. П. Шалаева. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. – 260 с.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет