АвторСообщение
администратор


Сообщение: 199
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.09 17:44. Заголовок: Ахунзянова Ф.Т. Проблема идеи-формы в художественном сознании Серебряного века


    Тема: Проблема идеи-формы в художественном сознании Серебряного века
    Ахунзянова Ф.Т., кандидат культурологии, доцент
    Костромской государственный технологический университет

    Выдвигается положение о том, что идея «нового религиозного сознания» находит свое отражение в творческих поисках и эстетических программах Серебряного века, цель которых – создание адекватных религиозному содержанию художественных форм.

    Одним из императивов культуры Серебряного века является идея выхода искусства в широкие сферы религиозно-философских и даже мистических умозрений. Реагируя на новый культурный вызов в виде религиозных исканий, художественное сознание активно включается в созидание художественной целостности нового типа, способной вобрать как обновленное внутреннее, сущностное, содержание, так и новую и такую же сущностную форму его выражения.
    Следует уточнить, что отнюдь не случайно, ведя речь о художественном сознании, мы имеем в виду по большей части область литературы. Так, С.Л. Франк пишет: «Глубочайшие и наиболее значительные идеи были высказаны в России не в систематических научных трудах, а в совершенно иных формах – литературных. <…> Собственно, литературной формой русского философского творчества является свободное литературное произведение, которое лишь изредка бывает отдано однозначно определенной философской проблеме, – обычно это произведение, которое, будучи посвящено какой-то конкретной проблеме исторической, политической или литературной жизни, попутно освещает глубочайшие, кардинальные мировоззренческие вопросы. <…> Эта типичная литературная форма русского мировоззрения обусловлена не только внешними историческими обстоятельствами и традициями… но до известной степени связана все же с самой сутью русского мировоззрения…» [1].
    В России именно литература, помимо чисто эстетического воздействия, всегда расценивалась как творчество, обладающее особыми возможностями воплощения глубокого смысложизненного содержания. Поэтому творцы «нового религиозного сознания» как определенного «спасительного» мировоззрения в поисках средств для его воплощения, в первую очередь, обращались к произведениям именно литературным.
    Писатели Серебряного века напряженно ищут новую художественную форму, корреспондирующую постоянно обыгрываемому равновесию звучания и смысла. Мыслители рубежа веков стремятся использовать все качества поэзии и художественной литературы, дабы расширить смысловую «территорию» своих раздумий.
    Осознание законченности прежней культурной формы как таковой неизбежно ставит вопрос об обращении к ее «началу», т.е. требует отыскания специфических «форм первовместимости», которые осуществляют «совместное держание (со-держание) различных вещественных субстратов и идей в едином смысловом поле восприятия» [2]. В художественном сознании рубежа XIX – XX веков такая роль отводится символу. Именно символы должны были приблизить абсолютную истину, недостижимую с помощью операций разума, вооруженными рациональными методами и приемами мышления. «Символ, – пишет П.А. Флоренский, – это нечто, являющее собой то, что не есть он сам, больше его, однако существенно через него объявляющееся» [3]. Точно так же и художественная реальность – это реальность, которая больше себя самой, отсылает к неизреченному, словесно невыразимому.
    Эпоха рубежа веков потому и подготавливается символизмом, что в рамках этого художественного направления проблема идеи-формы становится центральной, причем формы «особого рода, в которой нерасторжимо слиты платоновские idea и eidos, но не в классическом единстве содержания и формы, а такой формы, которая и есть содержание» [4].
    Свое воплощение концепция символизма получает в творчестве В. Брюсова, Д.С. Мережковского, А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова, И.Ф. Анненского, Ф. Сологуба и др. Они опираются на религиозно-философские идеи Вл. Соловьева о соединении искусства и религии, о теургии, о преображении общества на религиозных началах. Андрей Белый, один из ярких представителей Серебряного века, пишет: «Слово должно стать плотью. Слово, ставшее плотью, и символ творчества, и подлинная природа вещей. Романтизм и классицизм в искусстве – символ этого символа. Два пути искусства сливаются в третий: художник должен стать собственной формой: его природное “я” должно слиться с творчеством; его жизнь должна стать художественной. Он сам “слово, ставшее плотью”. Существующие формы искусства ведут к трагедии художника: победа над трагедией есть пресуществление искусства в религию жизни» [4].
    Русские символисты устремляются к обновленному пониманию мира: «новый» мир – это грядущий синтез небесного и земного миров. Художественные формы рождаются с этой же целью – синтез искусств приведет к преображению действительности, в том числе, возможно, даже в большей степени, религиозной. Только «живая мистерия», по мысли многих символистов, способна спасти мир и человечество от духовного распада. В поисках подобных форм символисты обращаются к мифу, который является, по их мнению, посредником братского общения между ними самими и народом. При этом очевидно сознательное обращение к мифологии как к инструменту художественной организации материала и средству выражения неких «вечных» психологических начал или хотя бы «стойких национальных культурных моделей» (Е. Мелетинский). В произведениях символистов миф как вечно живое начало способствует утверждению личности в вечности.
    Использование мифа (точнее, мифологического сюжета) – своеобразная интерпретация одной из ведущих религиозных идей Вл. Соловьева о всеединстве, под которой подразумевается «братское общение», непрерывный духовно-прибыльный обмен, осуществление «истинной жизни» в «другом как в себе».
    Поскольку символ говорит о «неличном», в том числе о начале «соборном», о приобщении к народной душе, постольку миф, диалектически связанный с символом (Вяч. Иванов пишет: «В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенциал и зародыш мифа» [5]) и близкий народу, становится орудием этого приобщения. Попытки учиться у народа истинам иррационального познания тоже существуют. Брюсов, например, обращается к изучению использования в творчестве русских поэтов XIX века традиционных ритмов (русской былины, народной песни и духовных песнопений) и приходит к выводу о том, что «родные корни», более чем «немецкий» и «английский» стих, способны выразить Несказанное.
    Вячеслав Иванов выдвигает целую практическую программу мифотворчества и возрождения «органического» народного мироощущения с помощью мистериального творчества. При этом он утверждает, что поэзия не должна состязаться с прозой, а должна быть жреческой, заклинательной, торжественной, отсюда и архаичность его поэтических оборотов и конструкций, многочисленность языческих имен и славянизмов: «Солнцедоспешная Зарница», «излом пламеноствольных копий», «пышностенный град».
    В отношении к мистерии как оптимальной форме бытийствования «нового религиозного сознания» с Вяч. Ивановым согласен и А. Белый. Он пишет: «Мистерия в том смысле, в каком она предстоит нашему сознанию теперь, относима к формам искусства; определяемая со стороны формы, она есть синтез искусств в том смысле, что в нее входят как элементы пластического искусства, музыка, поэзия; в декоративную обстановку мистерии включима и живопись; содержание же мистерии религиозно; иначе говоря – мистерия есть богослужение» [6]. С такой точки зрения он определяет сущность собственного творчества как синтез музыки, поэзии и живописи: «определить человека, событие в цвете (курсив автора. – Ф.А.), а цвет – в свете этой теории означало: произвести опыт в духе; мистический опыт сложил…» [7].
    Символисты призывают к «боготворчеству», в результате которого искусство оказывается неотделимым от Божественного присутствия в мире. Данный призыв легко вписывается в контекст «нового религиозного сознания», поскольку понимание символистами жизни формируется ниспосланным свыше чудом, а конечной целью становится теургия – духовное преображение мира. В связи с этим характерно общее внимание к Апокалипсису, изображаемому идеальный мир, где уже не будет ни пространства, ни времени. Об интересе к этой теме свидетельствуют произведения мыслителей и литераторов, обращающихся к сюжетике текста с острова Патмос. Одним из первых толкователей апокалиптических образов стал архимандрит Феодор (Бухарев). Однако его книга «Исследования Апокалипсиса» в 1860-е годы не была пропущена в печать, этот труд вышел в свет только спустя полвека благодаря о. Павлу Флоренскому. В том же апокалиптическом ключе написана и знаменитая «Краткая повесть об Антихристе» Вл.С. Соловьева (1900). Апокалиптиками называют и Д.С. Мережковского с его трилогией «Христос и Антихрист», и В.П. Свенцицкого – автора романа «Антихрист» (1908). В.Ф. Эрн отмечает, что «нигде в художественной литературе образ Антихриста не занимает такого громадного места, как в России» (Эрн В.Ф. Сочинения. С.221.). Коллега В.В. Розанова по Религиозно-философским собраниям, В.А. Тернавцев до конца жизни работает над истолкованием хилиастической темы в Апокалипсисе – идеи тысячелетнего Царства Божия на земле. Сам Розанов во время революции издает «Апокалипсис нашего времени» (1917 – 1918). Л.А. Тихомиров пишет в 1907 году работу «Апокалипсическое учение о судьбах мира и конце мира», а позже «Эсхатологическую фантазию» (1919 – 1920). В 1948 году, уже после кончины о. Сергия Булгакова, в Париже выходит его книга «Апокалипсис Иоанна».
    Художники ищут формы «нового» пространства и времени, способные запечатлеть преображение мира на основе скрытых сущностей бытия. Отсюда пристальное внимание к строению художественного произведения, его структуре, внешним и внутренним связям. Потому, например, в поэзии значительное внимание уделяется лирическим циклам (Вяч. Иванов, А. Блок, И. Анненский, А. Белый и др.).
    Лирический цикл образует символическую многоплановость, многослойность смыслов. Если речь идет о поэме, то она становится аналогом симфонического произведения, что позволяет символистам включать в нее в рамках общей конструкции части, разные по форме и по размеру, использовать различные метрики и системы рифмовки. То или иное значение образа, приобретенное им в каких-то контекстах, символ приносит с собой во все последующие стихотворения цикла. Постепенно он обрастает все новыми смыслами, а так как каждый образ цикла несет в себе и память о прошлых и будущих своих значениях, то его реальная многозначность начинает ощущаться как бесконечная широта и углубленность семантики.
    Очевидно, что в таком случае самая форма организации цикла становится символичной. Для поэтов-символистов важно увидеть за многоликостью и хаосом окружающего мира Единое, чтобы признать за действительностью высокий смысл, способность «страшного мира» стать прекрасным. Взаимопроникновение значений образов в символистском произведении-цикле, обеспечивая единство формы и содержания, как раз и позволяет выявить это Единое.
    Характерной чертой творчества в литературе рубежа веков становится автобиографизм. Практически каждый деятель искусства пишет мемуары, воспоминания, автобиографические записки: «Далекие и близкие» (1912) В. Брюсова, «Воспоминания» (конец 1920 – начало 1930 гг.) А. Белого, «Живые лица» (1925) З.Гиппиус, «Встречи» (1929) В. Пяста, «Годы странствий» (1930) Г. Чулкова и т.д. Авторы стремятся осмыслить и понять свою личную судьбу как часть и символ вселенской, ощущая себя и свидетелем «Случившегося», и библейским пророком «Грядущего». При этом, особенно у символистов, заметно стремление к созданию не столько документально точных словесных фотографий времени и лиц, сколько новой, художественно-документальной реальности, выраженной через метафорические сопоставления, образотворчество, мифотворчество, предельно субъективные ассоциации и впечатления. Это объясняется представлениями символистов о том, что сущности высшего порядка (Божественные сущности) отображаются или воплощаются в «земных» явлениях и формах времени и пространства и могут быть чувственно воспринимаемыми, «созерцаемыми», а также их стремлением к жизнетворчеству. События собственной интимной жизни, видения, мечты, сны осознаются символистами как реализация разных форм «небесного», как факт того, что именно «здесь и теперь» осуществляется единство «личного» и «мирового».
    Таким образом, символистская концепция искусства, в первую очередь, А. Белого, Вяч. Иванова, В. Брюсова, А. Блока предполагает образное и формальное взаимовлияние искусств, их синтез, что тесно связывается с теургической функцией искусства, жизнетворчеством, преображением жизни. Однако впоследствии в большинстве теорий Божественное заменяется Красотой, религия – мистицизмом, а теургия понимается не как религиозное преображение мира с помощью искусства, а как способность искусства заменить религию, стать ею и только таким образом изменить жизнь. Другими словами, искусство манифестируется как самоцель, что приводит ко многим противоречиям и расхождениям в отношениях внутри творческой интеллигенции.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк – М.: Республика, 1992. – С.474.
    2. Философия культуры. Становление и развитие. / Под общ. ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского [и др.]. – Спб.: Издательство «Лань», 1998. – С.369.
    3. Флоренский П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский – М.: Мысль, 1994.– С.287.
    4. Едошина И.А. Человек в пространстве культуры / И.А. Едошина – Кострома, 1999. – С.105.
    5. Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия: Новая органическая эпоха и театр будущего // Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория / Вяч. Иванов – М., 1995. – С.75.
    6. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай – М.: Республика, 1994. – С.130.
    7. Белый А. Воспоминания о Блоке. / Под ред. В.М. Пискунова. – М.: Республика, 1995. – С.197.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет