Тема: Формирование корпоративной культуры как одна из функций PR – изданий
Савченко А.М., аспирант
Зерноградский педагогический колледж, Россия, Зерноград
В статье рассматривается тема формирования корпоративной культуры посредством PR – изданий. Даны определения основных понятий «PR – издания», «корпоративная культура» и др. Представлена классификация корпоративных СМИ по целевой аудитории, структуре и содержанию. Выявлены основные функции PR – изданий, среди которых формирование корпоративной культуры является одной из основных. В современном мире культура все активнее завоевывает доминирующее положение в человеческой деятельности во всех сферах жизни общества, обретая самодостаточное значение. Она является необходимой предпосылкой социальных связей, коммуникативно-информационного общения, гармонизации интересов основных сил общества, организаций и их общественности. Когда главной потребностью становиться достижение сотрудничества и социального равновесия, корпоративного консенсуса, то именно культура выступает их фактором. При этом в зависимости от преимущественных функций выделяют различные ее формы, типы и виды, в частности, деловую, управленческую, административную, организационную и корпоративную. Особенностью изучения корпоративной культуры является то, что она, будучи одновременно феноменом социологическим, психологическим и, естественно, управленческим, является объектом изучения и ряда других наук.
Корпоративная культура в современной западной и отечественной научной и исследовательской литературе, в концепциях авторов рассматривается и характеризуется как явление социально-трудовых отношений однозначно с точки зрения ее позитивного влияния на трудовую деятельность. Её осуществление обеспечивает такой социальный институт как организация. Конкуренция в условиях современной рыночной экономики вынуждает любую организацию, производящую определенный вид продукции либо оказывающую услуги, выделяться на фоне сотен подобных компаний.
В этих условиях главным ресурсом адаптации и развития любой организации становится система общественных связей - "паблик рилейшнз" - связи с общественностью - с внешней и внутренней средой. .[1]
Для успешной корпоративной коммуникации уместен целый спектр PR – инструментов. В первую очередь стоит отметить, что многие организации в обязательном порядке имеют корпоративные СМИ, оказывающие существенное влияние на формирование лояльности сотрудников к организации. Они преподносят информацию об организации именно в том ключе, в котором желательно её восприятие различными целевыми аудиториями. Одним из наиболее эффективных инструментов для решения подобных задач являются корпоративные издания (англ. – corporate publishing). Под этим термином принято понимать выходящие с определенной периодичностью (не реже раза в год) печатные издания, издаваемые за счет компании (полностью или частично), предназначенные для конкретной целевой группы и отражающие интересы компании. В последние годы к традиционным печатным корпоративным СМИ добавились корпоративные радио и телевидение, WАР-службы, а также интернет-сайты и Web-TV. Теоретические аспекты массовой коммуникации в контексте других наук и ее воздействие на аудиторию рассматривали в трудах многих российских и зарубежных исследователей. .[2]
Один из подходов к PR-коммуникациям разделяет их на массовые (широкая общественность) и корпоративные (отношения с партнёрами, акционерами, сотрудниками организации). В любом случае как информационные потоки, ориентированные на массовую аудиторию, так и внутрикорпоративные информационные потоки исходят из одного источника – компании, они формируются сообразно со стратегическими и тактическими целями и задачами компании.
Однако именно корпоративную прессу принято считать традиционным средством информации. К основным функциям корпоративной прессы специалисты относят: информирование; влияние; формирование лояльности; внедрение корпоративной культуры; управление компанией.
Несмотря на свою популярность, корпоративные СМИ – явление далеко не новое, его истоки многолики: начиная от наскальной живописи и заканчивая школьными «анкетами» и «песенниками».
Сегодня это – так называемые корпоративные газеты и журналы, которые в большинстве случаев издаются уже не самостоятельно, а в специализированных типографиях и издательских домах. Корпоративное издание недалекого будущего – эффективное промо, инструмент маркетинга, который открывает много интересных перспектив.
По характеру целевой аудитории согласно классификатору корпоративные медиа и СМИ делятся на три основных вида:1) b2b (business-to-business) - корпоративные издания, ориентированные на партнеров. Такие издания делаются максимально информативными и удобными для использования. 2) b2с (business-to-client) - корпоративные журналы и газеты, направленные на клиентов компании. На b2с-издания приходится значительная доля рынка
корпоративных СМИ. 3) b2p (business-to-personnel) - корпоративная пресса для своих сотрудников. В рамках нашей темы именно внутрикорпоративные издания (b2p по характеру целевой аудитории) выполняют основную функцию формирования корпоративной культуры.[3]
По существу основные задачи формирования организационной культуры в любых корпоративных СМИ остаются неизменными: Информирование персонала о состоянии дел в компании и планах, вдохновение успехом, мотивация, предупреждение кризисных ситуаций, эффект «обратной связи», забота о персонале, создание позитивного информационного фона. Корпоративное издание позволяет улучшить корпоративные коммуникации, повысить лояльность сотрудников компании без увеличения воздействия финансовых стимулов. Статьи в профессиональном корпоративном издании должны содержать хороший журналистский материал. Типовая структура корпоративного издания выглядит так: информация о деятельности организации и руководства; репортажи о лучших работниках, рассказ о системе бонусов и поощрений, юбилеи сотрудников и др.; общественная жизнь, рассказы о культурной жизни, здоровье, то есть все то, что будет всегда интересно (например, цикл статей о садоводстве в период дачного сезона); интервью с руководителями и работниками организации; колонка редактора или президента компании (место официальных заявлений); письма рабочих и служащих компании (обратная связь).
Корпоративная (организационная) культура - это модель общих ценностей и убеждений, создающая для сотрудников компании ощущение значимости и обеспечивающая для них определенные нормы и правила поведения, это способы выполнения работы и способы обхождения с людьми. Именно PR – издания способствуют созданию мощной базы для успешного развития корпоративной культуры. Вопрос этот многогранен и требует всестороннего рассмотрения. И пока будут существовать организации и предприятия, учреждения и фирмы, проблема формирования корпоративной культуры, а следовательно, и создания PR – изданий, как одного из инструментов информационного влияния на сотрудников, будет представлять интерес для изучения.
Список литературы
1. Абанина С.П. Паблик рилейшнз в сфере печатных СМИ. Регионология. 2006.
2. Бир С. Мозг фирмы. – М., 1993;
3.Gerbner G, Schramm W. Commukations // International Encyclopaedia of Communications. Vol.1. – N.Y. – Oxford, 1989