Тема: Использование технических средств обучения в формировании исторических понятий на уроках истории
Миннибаев Б.И.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида для детей с нарушением слуха», Россия,
Республика Татарстан, г. Елабуга
Использование технических средств обучения на уроках истории является одним из средств развития речи глухих школьников, и тем самым успешно решает задачу закрепления исторических понятий, что благоприятно отражается в патриотическом воспитании и взаимоотношении людей в обществе. В современном мире все более важное место в педагогическом процессе играет использование аудио-визуальных технических средств.
Важно, чтобы использование технических средств обучения на уроках истории положительно влияло на учебно-воспитательный процесс, необходимо разъяснение трудных для понимания слов и выражений.
Повышению интереса к истории способствует широкое применение наглядных средств, так как они расширяют познавательные возможности глухих учащихся. Необходим, чтобы каждое наглядное средство соответствовало к изучаемой темы урока. На уроке выполняются следующие требования: учащиеся тренируются в восприятии на слух текста при прослушивании плана урока, учатся воспринимать на слух незнакомый по звучанию речевой материал. Часть словаря по теме урока также воспринимается на слух и отрабатывается в произношении [1].
В конце урока рекомендуется задавать ряд вопросов с целью выяснения понимания терминов и понятий учащимися.
Из технических средств обучения мы применяем: диафильмы, видеофильмы, CD-DVD фильмы. Использование данных средств по истории позволяет активизировать мышление учащихся, приучает их логически мыслить, способствует выработке у глухих учащихся навыка самостоятельно приобретать знания, развивает кругозор [2].
При просмотре документального фильма по истории, важно, чтобы каждый эпизод, сделав паузу, был прочитан и обсужден классом.
Также необходимо учитывать, что цветные фильмы, наглядные пособия оживляют педагогический процесс, что позволяет прочному формированию в сознаний глухих учащихся исторических понятий.
С учетом всех требований к уроку, необходимо, чтобы показ фильма, вопросно-ответная беседа, закрепление понятий вместились в урок. Для этого учитель заранее просматривает фильм, готовит вопросы, с которыми он обратится к глухим учащимся, на табличках дает опорные слова.
Список литературы
1. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 кл.: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
2. Учебно-воспитательная работа в школе для глухих детей: Из опыта работы. Кн. для учителя /Под ред. Л.М. Быковой. – М.: Просвещение, 1984. – 135 с., ил.