АвторСообщение
администратор


Сообщение: 143
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.09 01:17. Заголовок: Бакшеева М.Ю. О проблеме комбинирования пространств в искусстве ХХ-ХХI вв.


    Тема: О проблеме комбинирования пространств в искусстве ХХ-ХХI вв.
    Бакшеева М.Ю., аспирант, ассистент кафедры ИЗО и дизайна
    ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита

    Как известно, исторический процесс идет параллельно с развитием изобрази-тельного искусства. То есть переломные исторические эпохи являются некими переходными этапами для развития искусства. Считается, что в стабильные исторические периоды мы можем говорить о так называемом «чистом искусстве», в котором четко прослеживается идеология той или иной страны, в рамки которого укладывается мировоззрение общества той или иной исторической формации (например, искусство соцреализма). В эпохи же перемен в искусстве начинают стираться стилистические рамки, происходит синтез искусств. Таким периодом является рубеж XIX-XX вв. Нечто подобное наблюдается и в XX-XXI вв. Сегодня очевидно тесное соприкосновение изобразительного искусства с наукой, сферами новых технологий, а также со смежными видами искусства – с фотографией, киномонтажом, театральными новациями, архитектурным пространством, компьютерной графикой, различными видеотехнологиями и дизайном предметной среды. Нет ничего унизительного для картины, если она пользуется дополнительными средствами (кроме традиционно станковых), если она обогащается неожиданными пластическими находками, ранее несвойственными ей художественными решениями. В произведениях художников ХХ века можно наблюдать разрушение классической перспективы, свободное соединение разнопространственных компонентов в одном изображении, манипулирование изобразительными мотивами и образами.
    Комбинирование пространств (или монтаж) – это прием, который при особенном подходе и мышлении художника способен открывать простор для воплощения идеи автора (в том числе при образовании смысла картины). Поскольку он может в своей специфической форме охватывать несколько простанственно-временных пластов, произведение приобретает содержательность особого рода, способную вызывать определенные ассоциации, добиваться остроты или иного звучания какой-либо темы. Следовательно, монтаж в живописи и графике является не только своеобразным средством выразительности, но и принципиально иным (относительно однопространственного) способом мышления в картине.
    Многоуровневость, ассоциативная образность композиций с комбинированными пространствами требует, прежде всего, специфической органики такого рода мышления и, конечно, изучения аналогичных способов мышления и приёмов в истории искусств.
    Рассмотрим предпосылки для использования комбинированных пространств в одном изображении или (по выражению А. Каменского) монтажа.
    Для изобразительного искусства монтажность – одно из органических, традиционных качеств. Если считать монтажом непосредственные совмещения в границах одних и тех же композиций, разносюжетных и разновременных сцен, то такие виды монтажа в работах художников употребляются поистине «испокон века» (речь идет только о смысле этого термина, ибо само слово «монтаж» - в применении к области искусства – употребляется лишь с 20-х гг. XX в). Монтаж (в современном понимании как комбинация кадров) был привычным композиционным языком для миниатюр, фресок, икон в средние века. В эпоху Возрождения при изображении учитывали лишь единство места и времени, поэтому монтаж исчез.
    Отступления от такого строгого следования системе единства времени и места действия редки и, как правило, связаны с эпохами революционных потрясений: таковы на рубеже XVIII-XIX веков и на протяжении XIX века – некоторые произведения Гойи, Делакруа, Домье, где совмещаются фантастические, аллегорические и реальные персонажи, соединены события с разной хронологией и происходящие на разных «территориях».
    Можно считать своего рода монтажами кубистические композиции, в которых предметное окружение человека расщеплено на составные части и затем соединено в новые соотношения.
    Чертами монтажности отмечены произведения немецких экспрессионистов, не-которых мастеров российского «авангарда» – Филонова, Шагала и др.
    Эти варианты возникли как закономерные эстетические отклики на жизнь нового времени, на динамику событий XX века. Это преимущественно изображения гротескного типа.
    Итак, в средние века (в иконах) совмещение пространства реального и пространства мифического призвано было увеличить информативность изображения, т. е. передавалась четырехмерность пространства.
    В XX веке комбинированием с большей силой передавалась динамика совре-менной жизни.
    Монтажный принцип объединения различных деталей и сюжетных мотивов в пределах одной и той же композиции - это та структура, которая является как бы ведущей стилевой основой ОСТа и которая встречается в разножанровых новаторских произведениях советского искусства 20-х годов [2, 125].
    Система «романтического монтажа» в работах мастеров ОСТа, также выросла из жизни времени. Именно находки остовского станковизма оказались достаточно образно емкими в плане философского подхода к проблемам современности, выявляющего типические черты и явления современности, а не отдельного события действительности.
    Монтаж также может соединить прошлое и настоящее, вызвать необходимость сравнения одного и другого. Например, у С. Л. Закликовской в композиции «Старый и новый быт» (1927) сопоставляются «кадры» с приметами прошлого и настоящего.
    Рита Валнере использует при монтаже в картине ряд принципов. Ярусный принцип построения композиции применен ею в вертикальном полотне «Беседы о живописи» (1974), представляющем собой групповой портрет известных латышских живописцев разных поколений. И здесь главная идея—это преемственность национальных традиций. Еще один принцип – последовательное построения частей или «кадров» одного за другим («Непрерывность» (1977).
    Р. Валнере использует в своих произведениях прием монтажа, чтобы показать всю полноту эмоций, сделать композицию более содержательной. Кроме того, компоновка в одно изображение нескольких фрагментов символично: одно непрерывно идет за другим, придавая большую напряженность и трагичность изображенному. Части монтажных изображений не вступают между собой в прямой сюжетный диалог, но являются отдельными компонентами композиции, объединение которых ведет к обширности звучания представленной темы.
    Современные художники прибегают к способу монтажа, чтобы запечатлеть на холсте свои философские взгляды. Например, Валерий Харитонов. В его картинах мы видим сочетание тщательно прорисованных лиц, и рук в сложносочиненном рисуночно-красочном пространстве. Получается очень плотное, густонаселенное образами живописное пространство, где одно изображение наслаивается на другое. Все это, кажется, находится на границе исчезно¬вения – проявления [1, 42]. Монтажность его картин обусловлена стремлением наполнить их особым мировоззренческим началом.
    Как известно, монтаж – это привычный способ изображения для художников – иллюстраторов. Монтаж часто применяется в книжной графике. В иллюстрациях Леонида Козлова многое от кино (раскадровка, скольжение планов, портретные «наплывы»)…
    Подобно монтажу в кинематографе, монтаж в живописи несет в себе определенную смысловую нагрузку. И в кино, и в живописи с использованием монтажных приемов, в этом чередовании кадров логическая связь между «кадрами» очевидна. Такая же по характеру связь может быть обнаружена в речи или в литературе. При «механическом» монтирование элементов изображения намечается только описательно-повествовательная связь. Тогда использование художником способа монтажа не совсем оправдано.
    Однако, как и в кино, кадры или части изображения могут быть соединены между собой и таким образом, что связь между ними будет образная. Она выражается в художественном монтаже.
    Рассмотрим примеры из живописи.
    В живописном монтаже тоже используются своего рода знаки [5, 17], помогающие провести смысловую параллель между частями композиции. Например, в картине Л.Я. Микко «Корни жизни» (1975) изображения семьи и книги (или плоскостей в пространстве, похожих на книгу) накладываются друг на друга так, что часть персонажей как бы остается на другой «странице». Мы здесь тоже имеем дело с метафорой (книга и жизнь).
    Отдельные части, смонтированные воедино у Р. Валнере, например, в произведении «Память об отце» несут летописный характер и достигают, к тому же, эмоциональности звучания, рождая определенные трагические ассоциации.
    Сегодня неоднородная структура произведений живописи воплощает мировоззрение людей стремительно меняющихся моментов окружающей действительности, неоднозначные взгляды на обстановку вокруг. Поэтому часто можно слышать термин «клиповость» применительно к искусству.
    Так, с помощью художественного монтажа можно не просто воспроизвести на экране и на картине реальность, но и трактовать, объяснять ее. Прием монтажа, разрывая с обязательной пространственно-временной последовательностью действия, прежде всего, позволяет художнику резко расширить диапазон охвата различных моментов жизни. Он может совмещать их по принципу ассоциативных сопоставлений, контрастов, дополнений, может по отдельной части, по фрагменту намекать о целом, соединять реальность с воспоминаниями, сегодняшние события – с прошлыми (а если угодно, то и с воображаемыми будущими).
    Такая образно-композиционная система помогает художнику выбирать в ны-нешнем, бесконечно усложнившемся мире какие-то отдельные его аспекты и повороты, дать символические срезы разнородных жизненных явлений и компоновать из этого по-своему целостную картину современной действительности.

    Список литературы

    1. Лия Адашевская. Пространство слова // ДИ, журнал московского музея современного искусства. №2, 2006.
    2. А. Каменский. Романтический монтаж. М., 1989 – с. 125.
    3. Б.В. Раушенбах. Пространственные построения в живописи: «Наука», М., 1980, с. 140.
    4. П. Флоренский. Избранные труды по искусству. – М.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1996. – 336 с.
    5. И.А. Ширшков. Воображаемый диалог с Павлом Флоренским о пространствах // ДИ, журнал московского музея современного искусства. №5-6, 2004.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет