|
Отправлено: 01.02.09 20:14. Заголовок: Малых А.В. К вопросу об особенностях управления муниципальными инвестициями в предпринимательской...
Тема: К вопросу об особенностях управления муниципальными инвестициями в предпринимательской среде Cтавропольского края Малых А.В., соискатель кафедры мировой экономики ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» В условиях экономического кризиса и стагнации отечественной экономики значимым представляется исследование особенности инвестиционной деятельности муниципалитетов как одного из рычагов структурного преобразования потенциала экономики любого субъекта России. Кризисные тенденции в экономике Ставропольского края, рассматриваемого нами в рамках данного исследования, проявляются и в сфере инвестиционной деятельности. Представляется необходимой разработка новой концепции управления инвестиционной деятельностью, которая бы обеспечила выход региона из экономического, финансового и производственного кризиса. В рассматриваемом нами Ставропольском крае возникает проблема совершенствования инвестиционной политики, которая в настоящее время особенно актуальна в связи с общесистемным мировым кризисом и появлением существенных пробелов именно в управлении отечественной экономикой. Муниципальное регулирование экономики региона Кавказских Минеральных Вод необходимо с учетом тех реалий, в которых протекает модернизация экономики России и Ставропольского края. В течение последних десяти лет федеральный бюджет нашей страны с трудом можно было назвать инвестиционно-ориентированным [1]. Не хватало средств для реализации инвестиционных проектов, имевшиеся ресурсы распределялись по различным статьям бюджета и внебюджетным инвестиционным средствам, а сами инвестиционные статьи сокращались. Для исправления сложившейся ситуации в настоящее время необходимо разделение текущих и инвестиционных расходов в бюджетах различных уровней. Каждый бюджет должен включать административную и имущественную часть расходов, которые использовались бы на текущие и стратегические инвестиционные цели. Средства, поступающие из бюджетов более высокого уровня, также необходимо разделять более четко для их направления в определенный раздел расходной статьи. Параллельно необходимо обеспечение контроля над целевым использованием бюджетных средств. В рамках использования международного опыта построения бюджетных отношений представляется целесообразным использование немецкого опыта регулирования бюджетного дефицита относительно определения объема инвестиций. В Германии достаточно долгое время применительно как к федеральному, так и к региональному (муниципальному) бюджетам реализуется правило, согласно которому финансирование бюджетного дефицита за счет кредитов не превышает сумму инвестиционных расходов, определенную бюджетом. Из-за ограниченности капитальных вложений, которые муниципальное образование способно выделять для финансирования инвестиционных проектов, представляется целесообразным применять точечную политику обеспечения инвестиционной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования. Смысл подобной политики состоит в поддержке избранных проектов со стороны муниципального образования для получения конкретных запланированных результатов. Такая политика позволила бы как снизить инвестиционную нагрузку на муниципальный бюджет, так и обеспечить приток средств предпринимательских структур в инвестиционные проекты, реализуемые муниципальным образованием. Между муниципальным образованием и инвестициями независимых частных предпринимательских структур может существовать как положительная, так и отрицательная связь. Отрицательный характер взаимоотношений означает подмену инвестиций предпринимательских структур инвестициями бюджета муниципального образования. При этом растут капитальные расходы муниципального образования и снижаются доходы предпринимательских структур (так называемый «эффект вытеснения»). Положительная связь предпринимательских и муниципальных инвестиций предполагает взаимосвязь между ростом муниципальных инвестиций и инвестиций частных предпринимательских структур. При этом также может возникать эффект вытеснения, главным образом в тех случаях, когда муниципальное образование финансирует проекты, привлекательные и для предпринимательских структур. Положительное взаимодействие в данном случае возникает при инвестировании бюджетных средств в те проекты, которые не интересны для частного бизнеса, но невыгодны из-за их ярко выраженной социальной направленности (инвестирование в сферу здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, образование и науку, дорожную и энергетическую инфраструктуру). Вложение средств со стороны муниципального образования в развитие инфраструктуры ведет к росту мобильности капитала предпринимательских структур, снижает возможные производственные затраты и обеспечивает развитие потенциальных возможностей продажи своей продукции предпринимательскими структурами. Реализация определенного набора принципов позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность Ставропольского края в целом и отдельно взятых муниципальных образований региона Кавказских Минеральных Вод. В качестве первого основополагающего принципа следует назвать строгую классификацию расходов бюджета на текущие расходы и инвестиции, а также обязательное включение в бюджетное планирование инвестиций, финансируемых за счет правительственных источников. Вторым принципом является разработка унифицированных правил по оценке инвестиционных проектов со стороны правительства и соответствующих ведомств, а также подготовка специалистов в данных областях. Третьим этапом в формировании инвестиционной привлекательности региона следует назвать заключение контрактов муниципального образования на закупки, а также строгий контроль над реализацией инвестиционных проектов. Значительным административным ресурсом влияния органов власти региона на инвестиционную ситуацию являются инвестиции естественных монополий, как на уровне муниципальных инвестиций, так и на уровне инвестиций предпринимательских структур[1]. Эффективное муниципальное образование должно брать на себя прямое или косвенное регулирование цен и производственных программ по данным направлениям. Однако эффективное ценообразование предполагает как прогнозирование спроса, так и, в первую очередь, оценку необходимых объемов инвестирования. Формирование инвестиционной программы при этом должно учитывать общеэкономический характер развития экономики государства, а инвестиционные проекты должны подвергаться оценке и экспертизе со стороны краевого правительства и одобряться со стороны органов власти муниципального образования. Для Ставропольского края основным условием обеспечения дальнейшего развития является повышение эффективности инвестиционной деятельности[2]. Это особенно актуально в условиях наблюдаемого в настоящее время финансового кризиса для формирования предпосылок устойчивого развития региона. Список использованной литературы 1. Местное самоуправление на селе: опыт, проблемы, решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-27 сентября 2006 г. – М., 2006. – 276 с. 2. Ставропольский край в цифрах. – Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 2007. – 123 с.
|