АвторСообщение
администратор


Сообщение: 95
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.09 18:49. Заголовок: Колосова О.Г. Функционирование регионального рынка труда в условиях реализации крупного...


    Тема: Функционирование регионального рынка труда в условиях реализации крупного инвестиционного проекта
    Колосова О.Г., к.экон.н, доцент
    Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Для России, учитывая огромную территорию, неизбежна регионализация рынка труда. Рынок труда даже теоретически не может характеризоваться полной конкуренцией. Он наиболее деформирован и далеко не во всех случаях функционирует по общим законам рыночной экономики. И это особенно характерно для российского рынка труда.
    Глубинной причиной конфликтов на рынке труда является нарушение условий нормального воспроизводства. Общественное воспроизводство принято представлять в виде четырех фаз: производство – распределение – обмен – потребление. Место рынка товаров всех видов, в фазе обмена, где происходит смена собственников. В этой фазе находится и рынок труда, что определяет его объективный характер, т.е. безусловное участие рабочего населения в удовлетворении потребностей общества в целом. Работодатели играют в занятости населения опосредующую роль, привнося в рынок труда отдельные коррективы, касающиеся конкретных производств.
    Новый характер сегментации рынка труда в современных условиях определяют структурные сдвиги в экономике. На наш взгляд, условием адаптации рынка труда является его реструктуризация. Главный ориентир – расширенное воспроизводство интеллектуального потенциала региона. Развитие общего, среднего специального и высшего образования, укрепление фундаментальной науки, создание новых центров прикладных научных исследований – непременное условие перехода к новому технико-экономическому укладу хозяйства, от фондоемкого к фондосберегающему типу научно-технического прогресса. В условиях Севера только самые совершенные технологии могут быть экономически эффективными.
    Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением. Ежегодно меняет место работы каждый пятый работник. Каждая разновидность труда, профессия, уровень квалификации, специальность, половозрастная характеристика имеют свой в определенной мере обособленный рынок.
    Специфика развития рынка труда на уровне региона требует постоянного изучения его динамики и структуры. В этой связи необходима разработка модели развития регионального рынка труда в условиях реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Это позволит глубже исследовать некоторые аспекты функционирования рынка труда в регионе, провести практическую апробацию.
    На региональном уровне положение на рынке труда определяется двумя группами факторов: общим состоянием экономики региона и межрегиональными связями. Анализ ситуации на рынке труда региона свидетельствует о неоднозначности наметившихся тенденций, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность происходящих в сфере занятости процессов.
    Конъюнктура рынка труда испытывает воздействие разнородных факторов, влияющих на него и изменяющих соотношение спроса и предложения труда. Наиболее существенно влияют на рынок труда в настоящее время социально-экономические факторы: общая экономическая динамика; структурные изменения; ситуация в кредитно-финансовой, инвестиционной сфере, сфере доходов. Следует отметить, что на конъюнктуру рынка труда оказывают влияние и факторы сугубо регионального характера, а именно, сложившаяся социально неориентированная структура занятости населения с преобладанием рабочих мест, предназначенных для мужского труда.
    По данным статистики в целом по округу численность работающих вахтовым методом в 4,2 раза превышает численность безработного населения. Анализ состава специалистов, работающих вахтовым методом, выполненный Департаментом образования и науки администрации г. Сургута, показал, что по большинству специальностей (63%) можно подготовить специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования города. По остальным специальностям (37%) учебно-материальная и кадровая база подготовки в городе отсутствует [1].
    Устойчивая трудовая миграция привела к сегментации рынка труда и выделению видов работ, которыми преимущественно заняты мигранты. Это не престижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями труда и низкой оплатой. Складывается отрицательный социальный имидж мигрантов.
    К числу перспективных процессов относится развитие малого предпринимательства.
    Разработка региональной модели развития рынка труда должна быть
    сориентирована на повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов автономного округа. Переход в общественном производстве от эксплуатации биологического ресурса населения к использованию его интеллектуального ресурса.
    Для этого необходимо:
    - выявить современные проблемы развития рынка труда в регионе и установить зависимость рынка труда от закономерностей развития общественного производства, таких как цикличность производства, научно-технический прогресс, структурные изменения в экономике;
    - определить направления развития регионального рынка труда;
    - провести мониторинг социально-экономических последствий развития рынка труда в регионе;
    - определить средства регулирования развития на основе рационального использования ресурсов и координации межотраслевого взаимодействия.
    В качестве объекта исследования выступают кластеры, как экономические
    системы, существующие и формируемые в округе в рамках проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».
    Экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будучи моноспециализированной, на 90% зависит от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Представленные на территории округа вертикально-интегрированные нефтяные и газовые компании, в совокупности могут рассматриваться как кластерное образование. Кластер – достаточно гибкая структура, позволяющая входящим в нее компаниям преследовать собственные цели и одновременно координировать свои действия. Одним из основных активов в кластерных образованиях становится интеллект. Для того чтобы снизить сырьевую зависимость, максимально полно использовать имеющийся в округе потенциал, разработана инвестиционно-инновационная стратегия. Инвестиционно-инновационная программа ХМАО – Югры включает деревообработку, стройиндустрию, нефтегазохимию, разработку и продажу инновационных технологий.
    Главными кластерами в Югре должны стать нефтехимический, лесопромышленный, горнорудный, электроэнергетический и рыбохозяйственный. Нефтехимический кластер предполагает глубокую переработку нефти и попутного нефтяного газа. На выходе ожидаются полимеры, комплексные химические удобрения, всевозможные растворители, метанол, битум, до 80% продукции планируется экспортировать за пределы округа. Лесопромышленный кластер предполагает глубокую переработку древесины и включает в себя лесозаготовительное, лесопильное и целлюлозно-бумажное производства. В настоящее время используется только восьмая часть этого потенциала, созданы деревообрабатывающие производства по выпуску пиломатериалов, ДСП, шпонированного бруса [2].
    Горнорудный кластер - это реализация мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Проект предусматривает освоение рудных и углеводородных месторождений, строительство транспортной инфраструктуры и перерабатывающих производств. В недрах Приполярного Урала открыты месторождения бурого и каменного угля, бентонитовых глин, цеолитов, строительных песков и декоративного камня, выявлены запасы хромитовых и титановых руд, марганца, цинка, меди, свинца, обнаружены проявления редкоземельных металлов. Реализация проекта будет способствовать развитию, прежде всего, западных территорий Югры. Развитие электроэнергетического кластера позволит Югре обеспечивать собственные растущие потребности в электроэнергии, а также экспортировать ее в соседние энергодефицитные регионы. В правительстве округа уверены, что рыбный потенциал территории – один из самых перспективных в России. В будущем Югра может стать одним из мировых рыбопитомников, в значительной степени обеспечивая внутренние потребности рынка. Природные ресурсы – немобильный фактор производства, хотя их результат транспортабелен. Если месторождения природных ресурсов дают высокую ренту, то в регион притекают другие мобильные факторы производства (капитал и труд), которые необходимы для их эффективного использования. Во многом капитал и месторождения природных ресурсов взаимно дополняют друг друга.
    Спрос на труд сильно волатилен, а временной горизонт прогнозирования должен быть синхронизирован с горизонтом системы профессионального образования. Подготовка профессионалов требует времени. А потому глубина предвидения должна быть как минимум не меньшей, чем продолжительность самого обучения.
    Роль предпринимателей, исполнительных менеджеров и высококвалифицированного технического персонала в ускорении экономического развития регионов постоянно растет. Количество и качество предпринимателей в регионе определяют восприимчивость территории к инновациям, поступающим извне.
    Миграции предпринимателей не подчиняются рыночной ориентации любого фактора перетекать в зоны высокого спроса на него. Даже более высокая заработная плата в другом регионе может быть менее привлекательной для бизнесмена в сравнении с выгодами предпринимательской деятельности в знакомом окружении региона проживания. Наиболее вероятный канал миграции менеджеров – через филиалы корпораций, в процессе диффузии инноваций. В то же время с развитием компьютерных сетей все меньшее значение имеет местонахождение менеджера в штаб-квартире компании или на дочернем предприятии. Предприниматели менее склонны к миграции, нежели исполнительные директора.
    Рост издержек, связанных с приобретением и использованием любого фактора производства, существенно сокращает спрос на него. Исключение составляют люди с редкими профессиональными качествами. Затраты на приобретение таких работников и их использование весьма значительны, но по сравнению с выгодами получаемыми с их помощью, незначительны.
    Инновационные процессы охватывают большинство сфер жизни современного общества, в результате появляются новые научно-технические возможности не только для удовлетворения разнообразных потребностей как индивидуальных, так и общественных, но и для создания условий внедрения инноваций, повышения образовательного и квалификационного уровня населения. В границах инновационного кластера изменения касаются, прежде всего, научно-технической сферы и к ним можно отнести следующие: активный рост наукоемких отраслей, поддержка компаний, производящих инновационную продукцию, развитие технопарков, международное научно-техническое сотрудничество. Инновационный кластер как основной тренд социально-экономического развития современного общества не только создает благоприятную инновационную среду, но и способствует формированию рациональной структуры экономики.
    Первоначально экономический рост инициируется технологическими нововведениями в экспортном производстве региона, использующем природные ресурсы территории. Тем самым создаются полюс роста и экспортная база региона, что стимулирует развитие всего хозяйственного комплекса района. Расширение полюса роста благодаря мобильности факторов производства, агломерационному эффекту и процессу мультипликатора приводит к повышению темпов роста на менее развитых близлежащих территориях.
    Согласно теории оптимального планирования от объединения отдельных «оптимальных предприятий» не получится оптимального комплекса региона. Конкурентоспособность региона во многом зависит от того, как взаимодействуют друг с другом сконцентрированные по географическому принципу группы компаний. Основная часть работы по согласованию различного рода интересов выпадает на долю субъектов Федерации. Процесс регионального управления может быть представлен как наилучшее использование ресурсов региона и стимулирование в расходовании их самым эффективным образом. В границах региона производительные силы и производственные отношения приобретают общественный характер, происходит наиболее полное согласование природно-ресурсной, производственной, расселенческой, инфраструктурной и административно-политической систем, задается общий темп их развития. Существуют достаточно жесткие взаимосвязи между отдельными показателями. Например, каждый процент снижения занятости приводит к потере 2,5% валового внутреннего продукта.
    Искусство регионального управления состоит в том, чтобы выявить причинно-следственные связи между параметрами развития территории и управляющими воздействиями, которые привели к их достижению. Это, в свою очередь, позволяет определить меры, которые следует предпринять для реализации желаемых изменений: устойчивого сбалансированного расширения регионального рынка, обеспечения занятости и достижения роста благосостояния жителей региона. При этом региональное управление представляет собой не управление регионом, а управление для региона. Население, более всего ценит: обеспечение услугами сферы жизнеобеспечения, социальной инфраструктуры; экологические условия жизни; безопасность; наличие рабочих мест нужной структуры, эффективности, комфортности. Бизнес заинтересован в повышении уровня эффективности работы. Федеральные, региональные власти и муниципальные органы управления заинтересованы в большем поступлении бюджетных средств и средств во внебюджетные фонды в свой уровень.
    Цели регионального развития не сводятся к целям рыночной экономики. В них содержится многовековое стремление человечества к воспроизводству жизни в лучших условиях. Отсюда правомерно рассматривать экономический рост, структурные изменения в регионе в увязке с ходом воспроизводственного процесса на территории и миссией региональных властей и органов местного самоуправления. Они состоят, на наш взгляд, в следующем.
    1. Поддержание сферы жизнедеятельности человека, качества его жизни на определенной территории.
    2. Устранение несбалансированности хозяйственного комплекса, кризисных явлений на территории с позиций условий жизни, эффективной структуры мест приложения труда, обеспечения рациональной занятости населения как основного источника его доходов.
    3. Поддержание на территории экономического роста как базы воспроизводства населения.
    В процессе развертывания хозяйственной деятельности наступают значительные изменения условий жизни в регионе освоения природных ресурсов. Прежде всего, это касается структурных сдвигов, происходящих в экономике и социальной сфере региона, развития транспортных систем, состояния окружающей среды, усиления миграционных потоков, а также населения, проживающего на данной территории.
    На формирование подходов к государственному регулированию процесса освоения природных ресурсов в новых районах оказывают влияние различные факторы: уровень социально-экономического развития территории; природные характеристики ресурсов (концентрация, объем, химические и физические свойства); институциональные факторы (реализация прав собственности и распоряжения ресурсами, нормативно-правовое регулирование); географическое положение региона.
    В регионах со средним и высоким стартовым уровнем развития экономики основное воздействие заключается в придании дополнительного импульса совершенствованию с использованием собственного воспроизводственного потенциала. Региональный воспроизводственный процесс – возобновление на качественно новом уровне кругооборота материально-вещественных, трудовых и финансовых ресурсов региона, одни из которых направляются на создание условий воспроизводства, другие – на обеспечение функционирования самого процесса воспроизводства. На воспроизводство трудовых ресурсов приходится примерно 30% общих расходов на формирование всех производственных ресурсов, средств труда – около 20% и материальных ресурсов – 50% [3]. В рыночных условиях повышается заинтересованность работников трудиться с большей отдачей, а предпринимателей – содержать меньшее количество занятых.
    Начальная стадия промышленного освоения природных ресурсов требует значительных затрат на развитие (обустройство месторождений, создание производственной и общехозяйственной инфраструктуры). В этот период отмечается общая активизация хозяйственной деятельности в регионе. Инфраструктура региона – система, создающая благоприятные условия для развития бизнеса и жизнедеятельности населения территории. Как правило, сама инфраструктура не приносит прибыль. К инфраструктуре относят водо-, газо- и электроснабжение, очистные сооружения, транспортные средства и системы дорог, финансовые учреждения и банки, консультационные службы управления и рекламы, специализированные юридические службы. Элементы инфраструктуры в основном концентрируются в городах. Город может рассматриваться как бизнес-инкубатор для множества предприятий.
    Инфраструктура выступает важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. Чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура региона, тем более он привлекателен для новых видов бизнеса. Это, в свою очередь, обеспечит новые рабочие места, приток налогов, что влечет за собой устойчивое улучшение качества жизни.
    Как показывает опыт освоения природных ресурсов, среди основных проблем, с которыми сталкиваются регионы на различных этапах развития можно отметить следующие:
    - на поисково-разведочном этапе – создание условий для привлечения компаний в регион (нормативно-правовых, инвестиционных и др.),
    - на этапе растущей добычи – поддержание конкурентной среды, привлечение в регион инвестиций, обеспечение эффективного отбора запасов, наполнение бюджета, максимизация рентных доходов, создание производственной, транспортной и социальной инфраструктуры, привлечение трудовых ресурсов,
    - на этапе стабильной добычи – сбор налогов, использование поступающих средств от добычи природных ресурсов,
    - на этапе завершающей добычи – продление добычи природных ресурсов в регионе, формирование новой структуры экономики, решение социальных проблем, связанных с высвобождением персонала, использование накопленного интеллектуального, производственного, инфраструктурного, финансового потенциалов.
    Реализация проекта “Урал промышленный – Урал Полярный” должна
    основываться на широкой интенсификации хозяйственного освоения Севера. Это предполагает получение максимального эффекта от добычи и использования естественных богатств при наименьших затратах, в том числе в кооперационных с северными регионах.
    Для того чтобы обеспечить комплексный анализ экономических и социальных аспектов труда, эффективное использование трудового потенциала региона, согласование интересов различных социальных групп в сфере трудовых отношений планируется в ходе исследования выделить три этапа.
    1. Ретроспективная оценка социально-экономических последствий трудовой мобильности населения автономного округа.
    2. Мониторинг процесса развития рынка труда в условиях реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный».
    Необходимость регионального проблемно-ориентированного мониторинга связана с резким сокращением объектов, масштабов и полноты обязательной статистической отчетности. Практическая значимость мониторинга может в полной мере проявиться лишь при систематическом проведении. Он позволит оперативно и адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда.
    3. Мероприятия по организации регионального управления в сфере труда и занятости, ориентированные на повышение уровня жизни населения.
    Концептуальная схема развития рынка труда региона по вариантам (оптимистический, пессимистический, реалистический) будет разрабатываться с использованием имитационного моделирования. Управление состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения ресурсов.
    «Человеческое измерение» регионального развития должно задавать его цели, темпы и направленность. Поэтому в качестве основного целевого показателя предполагается использовать индекс человеческого развития, который дает самую общую интегральную характеристику уровня благосостояния населения региона.
    Важнейшим мезоэкономическим показателем развития региональной экономики является валовой региональный продукт (ВРП). В качестве дополнительного целевого показателя предлагается использовать производство ВРП на душу населения с определением эффективности экономического роста. Следующий показатель – уровень обеспеченности денежными доходами – количество прожиточных минимумов, приходящихся в среднем на одного человека. Индикаторами напряженности на региональном рынке труда являются число безработных на одно вакантное место, средняя продолжительность безработицы, масштабы скрытой безработицы. Они быстрее, чем уровень безработицы реагируют на изменение ситуации на рынке труда.
    Формирование новых кластерных образований повлечет увеличение валового регионального продукта, что скажется на качестве решения проблемы роста экономики округа, его экономической и социальной устойчивости.

    Список литературы
    1. Крипакова Т.Ю. Основные тенденции развития системы профессионального образования города Сургута // Северный ун-т. – 2003. - дайджест. – С. 18.
    2. Епифанов Н. Время. Деньги // МК-Югра. – 2008. - № 44. – С. 13.
    3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 230.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет