АвторСообщение
администратор


Сообщение: 84
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.09 03:21. Заголовок: Лытов С.И. Рисковые аспекты внедрения инновационных банковских продуктов...


    Тема: Рисковые аспекты внедрения инновационных банковских продуктов на примере использования системы «интернет-банк»
    Лытов С.И., аспирант кафедры мировой экономики и экономической безопасности
    Международный Независимый Эколого-Политологический Университет, Россия, Москва

    В данной статье рассматриваются существующая типология банковских рисков и базовые принципы управления ими при использование и внедрение систем дистанционного банковского обслуживания.

    Бурное развитие информационных технологий на 90-х годах прошлого столетия не могло пройти стороной банковский сектор экономики. Известно, что банки должны ориентироваться в возможности применения новых достижений в науке и технике, быстрее, чем иные субъекты хозяйственных отношений. Иначе, удержать наработанную клиентскую базу, а также привлечь новых клиентов будет весьма и весьма проблематично.
    В настоящее время одной из наиболее важных тенденций является развитие высоких технологий в банковском секторе и интеграция банковских услуг во всемирную сеть Интернет. С целью создания удобного банковского обслуживания для клиента банки пытаются вывести часть своих операций и процедуру взаимодействия с клиентом в Интернет.
    Западные банки начали предлагать свои услуги через Интернет в середине 90-х годов. Пионером дистанционного обслуживания клиентов на основе телефонной связи еще в конце 80-х стал английский National Westminster Bank. В 1995 г. Успех “прямого банкинга” привел к созданию первых виртуальных банков. В США к 2000 г. Более 6 млн. семей осуществляли банковские операции через сеть Интернет. К концу 2001 г. Число потребителей банковских Интернет-услуг увеличилось до 16 млн.
    Для банков освоение виртуального пространства предоставляет множество преимуществ. Прежде всего дистанционное обслуживание позволяет значительно сократить затраты на аренду и обслуживание помещений. А поскольку клиенты управляют своими счетами фактически сами, банки получают возможность существенно уменьшить численность персонала, а соответственно расходы на зарплату. Благодаря экономичному он-лайн обслуживанию банк может предложить более выгодные условия, что способствует привлечению новых клиентов. В итоге улучшается модель бизнеса финансовой организации в целом.
    Клиенты преимущество от использования он-лайн систем получают следующие [1]:
    - возможность стать клиентом банка, расположенного в другом регионе;
    - выполнение операций 24 часа в сутки 7 дней в неделю;
    - скорость выполнения операций;
    - более низкий уровень комиссионных;
    - более высокое качество предоставляемой банками информации.
    Однако, специфика реализации такой технологии как Интернет-банкинг неразрывно связанна с банковскими рисками. Риски банка во многом могут быть обусловлены их техническим исполнением, преднамеренными и неумышленными действиями сотрудников служб, возникновением нестандартных экстремальных ситуаций, т.е. влиянием операционных рисков.
    В материалах Базельского комитета [2], обобщающих опыт 30 крупных банков стран- членов Комитета, констатируется следующий вывод: “Основные причины операционного риска связанны со сбоями в системах внутреннего контроля и корпоративного управления. Подобные сбои могут привести к финансовым потерям, возникающим из-за ошибок, мошенничества, нарушения временных графиков работы, или другим последствиям, наносящим ущерб интересам банка.
    В рамках организации эффективной системы управления операционным риском в кредитных организациях Банк России разработал для использования в практике банковского надзора рекомендации. Данные рекомендации нашли свое отражение в письме № 76-Т “Об организации управления операционным риском в кредитных организациях” от 24.05.05 [3].
    Основным способом минимизации операционных рисков в кредитной организации, возникающих в связи с применением интернет - технологий, является разработка внутреннего документа, утверждающего порядок использования системы Интеренет-банк и других систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Данный порядок должен четко разграничивать сферы ответственности лиц, участвующих в обслуживание таких систем.
    Использование автоматизированных систем связано с возникновением информационного риска. Многие специалисты не отличают операционный и информационный риск, признавая последний частью первого. Однако, как видится более правильным, необходимо разделять два данных профиля риска.
    Разработка средств и методов управления информационным риском должна производиться вне поля профиля операционного риска. В случае предоставления клиентам услуг дистанционного управления счетом, в достаточно крупном банке целесообразней создавать отдельное подразделение, занимающиеся непосредственно мониторингом и парированием угроз информационной безопасности в системе ДБО.
    Коммерческие банки, работающие преимущественно с привлеченными ресурсами от физических и юридических лиц, всегда должны быть готовы отвечать по своим обязательствам перед кредиторами и вкладчиками и одновременно удовлетворять потребности клиентов в заемных средствах. Необходимость выполнения этой задачи заставляет поддерживать требуемый уровень ликвидности. Чаще всего в современной литературе термин “банковская ликвидность” означает способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств, а также возможность быстрого обращения банковского актива в наличные и безналичные платежные средства при сохранении его стоимости.[4]
    С началом использования в банке возможности управлять своим счетом на расстоянии изменяется также профиль риска ликвидности. Это связанно с предоставлением клиенту возможности оперативно и круглосуточно выполнять перевод средств по счетам, открытым в банке. Увеличение мобильности капитала приведет к повышению волатильности депозитных счетов.
    Риск потери репутации банка при внедрении и использовании систем удаленного доступа к счетам приобретает конкретное выражение в виде сокращения объемов операций, недополучения доходов при неспособности банка отвечать по своим обязательствам, удовлетворять спрос на кредиты, при снижении качества обслуживания клиентов, ошибок в информационной политике, неразвитой корпоративной культуре и т.д.
    Так же нельзя забывать о таком риске, как кредитный. Кредитный риск выступает основным объектом контроля со стороны коммерческих банков и органов банковского надзора, так как большинство финансовых потерь связанно с проведением кредитных операций. Поэтому банки уделяют внимание в первую очередь процедурам минимизации кредитного риска. По данной причине операции кредитования счетов с использованием систем удаленного доступа (так называемое on-line кредитование) в настоящий момент кредитными организациями практически не осуществляется. Как отмечают многие банковские эксперты, проведение таких операций несет в себе значительный кредитный риск. Можно говорить о том, что операции по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет, с использованием систем удаленного банковского обслуживания, российские банки на данный момент практически не совершают. Однако это совсем не значит, что такой способ реализации кредитных банковских продуктов является бесперспективным. Что и показывает практика ведущих банков мира.
    Список литературы:
    1. Электронные финансы, интернет-банкинг: мировые тенденции и российская специфика.- Международные банковские операции, 2006, № 2, стр. 35
    2. Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью (консультативное письмо Базельского комитета по банковскому регулированию). - Бизнес и банки.1998 г., № 24, стр.6.
    3. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
    4. Банковское дело: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005 г. – 672 с.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет