АвторСообщение
администратор


Сообщение: 78
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.09 17:47. Заголовок: Вакула Н.Н. Государственное управление инновационными процессами


    Тема: Государственное управление инновационными процессами
    Вакула Н.Н., аспирант, преподаватель Филиала ГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г.Новошахтинске,
    депутат Законодательного Собрания Ростовской области

    В сложившейся в российской экономике практике государственная организационно-финансовая поддержка инновационных проектов, современных информационных технологий ощущается слабо. Государство в большей степени ориентирует субъектов хозяйствования на закупку инновационного продукта за рубежом, чем на создание и применение собственных достижений.
    Анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и придание инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России позволяет выделить следующие актуальные направления государственного регулирования технико-технологического прогресса:
    - возрождение угасающей государственной или государственно поддерживаемой автономной научно-исследовательской инфраструктуры, инициирующей и генерирующей продуктивные научные идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты;
    - формирование спроса и государственного заказа на инновационные товары и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения; используемые в оборонных и гражданских отраслях;
    - создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации;
    - организация государственной или поддерживаемой государством системы страхования рисков инвестиционно-инновационной деятельности;
    - государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов.
    Подход к государственному регулированию инновационных процессов следует основывать на предпосылке о неизбежности государственной финансовой поддержки инноваций и их экономического стимулирования по крайней мере на стадиях формирования замысла и его проектного подкрепления. Требуемые для этого расходы государственного бюджета окупаются дополнительными доходами за счет роста производства и повышения его эффективности, обеспечиваемого применением инновационных технологий.
    К числу основных документов, определяющих в настоящее время государственную политику Российской Федерации в научной, научно-технической и инновационной сферах, относятся:
    1. Федеральный закон от 22 июля 2005г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с которым создано четыре технико-внедренческих зоны: Санкт-Петербург; Москва – Зеленоград; Московская область – Дубна; Томская область. К настоящему времени статус наукограда присвоен 12 муниципальным образованиям.
    2. Федеральный закон от 19 июля 2007 года №139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» принят Государственной Думой РФ 4 июля 2007 года.
    3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года «О передаче технологий», устанавливающий порядок и условия распоряжения правами на технологии, принадлежащими полностью или частично Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.
    4. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (Утверждены 30 марта 2002 года на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям);
    5. «О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы» (Утверждены 1 марта 2004 года, на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации);
    6. Решение Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 года по вопросу «О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий»;
    7. Решение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 года по вопросу «Об основных направлениях инновационной деятельности».
    8. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года
    В этих документах отмечается, в частности, что в Российской Федерации в настоящее время формируется нормативно-правовая база инновационной деятельности, государственная политика в этой сфере начинает принимать системный характер, определяется роль государства в инновационных процессах, формируются механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором, разрабатываются механизмы стимулирования предприятий и научных организаций к инновационной деятельности.
    В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года впервые дается определение основных терминов, применяемых в инновационной деятельности: «инновационная деятельность», «инновационная продукция», «инновационная система», «наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства)».
    Специфической формой государственной поддержки инновационной деятельности в научно-производственной сфере могут стать налоговые льготы. Таково, например, введение исследовательского налогового кредита в виде права организаций, занятых инновационной деятельностью, вычитать из налога на доходы (прибыль) часть прироста расходов на НИОКР, направленных на разработку инноваций. Представляется правомерным вычитать из налога на прибыль производственных организаций часть прибыли, получаемой за счет производства наукоемкой, инновационной продукции в течение первых лет ее освоения и выпуска. Подобная практика применялась в России, однако после вступления в силу в 2002г. второй части Налогового кодекса РФ, содержащей гл. 26 «Налог на прибыль организаций», эти стимулы инновационной деятельности были в значительной степени утрачены.
    Ведущую роль в инновационном развитии экономики России призваны играть федеральные целевые программы. В перечень предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2008 г. вошли такие программы инновационной направленности, как «Мировой океан», «Электронная Россия», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Ядерная и радиационная безопасность России», «Федеральная космическая программа», «Глобальная навигационная система», «Национальная технологическая база», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Энергоэффективная экономика». Отдельные мероприятия инновационного характера содержатся и в других федеральных целевых программах на период до 2012г.
    Количество инновационно-ориентированных федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, весьма велико. Однако это еще не означает их эффективной отдачи. Реальный уровень бюджетного финансирования программ - немногим более 50% годовых назначений, а эффективными оказываются примерно 20% из общего состава программ. В 2008г. выполнено лишь 13% инновационной ФЦП «Электронная Россия», освоено всего 7% выделенных средств. Положение дел с выполнением мероприятий других ФЦП инновационной направленности выглядит немногим лучше.
    Недоиспользуется такой значимый ресурс инновационного подъема экономики, как закупка патентов, лицензий на инновационные технологии за рубежом, совместное производство инновационных продуктов с зарубежными компаниями. В связи с недостаточностью бюджетных ассигнований на развитие науки и проектно-конструкторских разработок, высокой стоимостью освоения нововведений закупка ноу-хау в странах, стоящих на передовых позициях технико-технологического прогресса, вполне уместна.
    Важная задача государства видится также в создании, развитии и поддержке инфраструктуры инновационной деятельности, представленной в образе наукоградов, технопарков, инновационно-технологических инкубаторов, центров трансфера технологий, агентств инновационной информации. Функционирование разных элементов государственного управления инновационными процессами должно координироваться в рамках единой федеральной инновационной системы.
    За последние годы созданы такие институты инновационного развития как: Инвестиционный фонд, ОАО «Российская венчурная компания», в 2007 году – государственные корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ»; объединенные корпорации в авиастроении и судостроении; «Росатом» и «Ростехнологии» на базе «Рособоронэкспорт».
    Всего за последние годы в стране созданы 55 технопарков, 66 инновационно-технологических центров, 80 бизнес-инкубаторов, 86 центров трансфера технологий, 10 национальных информационно-аналитических центров и т.д.
    В целях содействия достижению стратегических целей по реализации приоритетов инновационного развития экономики России и укреплению ее научно-технического потенциала, определению условий перехода к модели инновационного развития и для решения указанных выше проблем в правовом и кадровом обеспечении инновационной сферы Правительство Российской Федерации и Государственная Дума планируют до 2012 года разработать и принять следующие проекты федеральных законов:
    ● закон «Об инновационной деятельности», который позволит определить цели и принципы государственной инновационной политики, определит основные понятия в инновационной сфере;
    ● закон «О развитии рискового инвестирования и кредитования», регулирующий развитие венчурного финансирования в Российской Федерации, а также правовой режим венчурных фондов и компаний с венчурным капиталом.
    ● закон «О фондах поддержки науки и инноваций», законодательно определяющий формы и источники государственного финансирования инновационных и научно-технических разработок.
    ● закон «О научно-технической информации», позволяющий обеспечить надежную защиту конфиденциальным данным.
    Кроме этого планируется:
    1. разработать инновационный кодекс как систему новых законодательных актов и изменений в действующие федеральные законы в инновационной сфере, поставленной в Модельном законе «Об инновациях», утвержденном постановлением Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 28 февраля 1998г. N 5-8;
    2. разработать систему долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития Российской Федерации (на 30-50 лет).
    3. разработать предложения по повышению эффективности деятельности особых экономических зон и технопарков в сфере высоких технологий с учетом предложений субъектов Российской Федерации.
    4. разработать меры, стимулирующие осуществление закупок инновационной продукции малых предприятий:
    - крупными промышленными предприятиями;
    - государственными заказчиками различных уровней.
    5. разработать положение (методику) определения малого инновационного предприятия, закрепить его правовой статус.
    6. разработать механизмы формирования фондов венчурных инвестиций и правила выхода инвесторов из малых инновационных предприятий, учитывающие особенности венчурного бизнеса и мировой опыт.
    Таким образом, Российская Федерация в среднесрочной перспективе до 2012 года должна успешно перейти от рентно-сырьевой модели экономики к инновационной. Это стратегический государственный приоритет на ближайшие годы, объявленный Президентом России еще в 2005 году и способный обеспечить стабильный рост валового продукта в не зависимости от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет