АвторСообщение
администратор


Сообщение: 299
Зарегистрирован: 21.12.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 00:03. Заголовок: Хилько Н.В. Экономическая культура как важное условие профессиональной готовности специалиста


    Тема: Экономическая культура как важное условие профессиональной готовности специалиста
    Хилько Н.В., ассистент
    Дальневосточный государственный университет, Владивосток

    Рассматривается понятие экономической культуры личности, вопросы развития экономического образования, обеспечения экономической компетентности, как условия профессиональной готовности будущих специалистов информационного общества.

    Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи высшей школы. Полноценное образование все чаще рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование «должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия» [1]. Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с выбранными им ценностными ориентирами.
    Следует также заметить, что последние десять лет отмечены в России значительными изменениями, как в политике, так и в экономике. Реформирование экономики является и процессом изменений в экономической культуре общества. И именно последнее десятилетие стало временем поиска, разработки таких дидактических подходов, которые обеспечивали бы достижение выпускником уровня экономической культуры, отвечающего современным запросам личности, требованиям мирового образовательного стандарта и профессиональной готовности [2].
    Профессиональную готовность мы определяем как интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем знаний и умений, сформированным ценностным отношением, позволяющим наиболее полно проявить свою компетентность, реализоваться в познавательной и социально-ориентированной экономической деятельности.
    Компетентность рассматривается как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. В данной статье мы понимаем компетентность как готовность специалиста включиться в определённую профессиональную деятельность.
    Экономическая компетентность личности имеет целостный характер и формируется экономическим опытом личности в процессе экономической деятельности [3]. Экономическое образование необходимо будущему специалисту в целях успешной его социализации в условиях динамично изменяющейся реальности. Экономический компонент образования позволяет личности освоить средства взвешенной оценки ресурсов и ценностей человеческого капитала, а также способы компетентного выбора ею жизненного пути.
    Назначение экономического образования следует рассматривать шире, чем простое введение предмета «экономика» в учебный план, позволяющее дать студенту некоторый минимум знаний. Следует уделять внимание формированию «стержневого» направления, под которым предусматривается системное и дифференцированное развитие экономической культуры личности.
    Экономическая культура – совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на экономическую активность. При этом экономическая культура представляет собой проекцию общей культуры на сферу социально-экономических отношений [4, 5].
    Таким образом, экономическая культура включает в себя не только когнитивную составляющую, но и ценностно-этическую, и поведенческую. В соответствии с этим экономическая культура представляет собой синтез четырех компонентов: теоретического, практического, ценностного и саморегуляционного. Наложив на модель экономической культуры основные положения компетентностного подхода, как современной методологии обновления содержания образования, можно увидеть предтечу, прообраз такой ключевой компетенции студента как социально-экономическая [2].
    Необходимость формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности позволили нам сделать вывод о том, что их формирование возможно лишь при создании комплекса педагогических условий, среди которых мы выделяем: информационную наполняемость содержания образования экономическим знанием; использование в образовательном процессе технологий модульного и проектного обучения; включение студентов в образовательную экономическую деятельность [3].
    Информационная наполняемость содержания образования экономическим знанием является непременным условием формирования экономической культуры и профессиональной готовности будущих специалистов. При этом экономика – лишь одна из сфер общественной жизнедеятельности, существуют ещё моральные, эстетические, религиозные, философские ценности, политические убеждения, исторические и национальные традиции. Отсюда очень важное для преподавателей следствие: экономику надлежит интерпретировать как открытую систему, подверженную влиянию других общественных явлений, а не только как относительно автономное образование, развивающееся исключительно на основе своих внутренних законов и реализующих их хозяйственных механизмов.
    Успех развития экономической культуры зависит от того, насколько сильно обозначены внутрипредметные, межпредметные и межнаучные взаимодействия.
    Экономическая культура личности является интегративным образованием, в центре которого находится экономическое мировоззрение, практическая деятельность в сфере экономики и экономическое поведение на основе нравственных принципов. Таким образом, в экономической деятельности и поведении реализуется экономическое мировоззрение человека [2, 3].
    В обществе, основанном на знаниях, основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда. И в период структурных и качественных изменений в экономике России, развития рынка труда и рынка образовательных услуг, эффективность экономического образования в значительной мере определяется, воспитанием позитивного отношения к современному процессу преобразований [6] как важному элементу экономической культуры и, в конечном итоге профессиональной готовности современного специалиста.

    Список литературы
    1. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. – 1998. – №5. – С. 7.
    2. Иконникова Г.Ф., Шатилина Г.З. Из опыта работы создания образовательной системы, ориентированной на формирование социально-экономической компетентности [Электронный ресурс] : Пермский виртуальный педагогический совет. Проблемы школьного экономического образования на современном этапе. – http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/-section=15_4.htm.
    3. Пузиенко Ю.В. Педагогические условия формирования экономической компетентности студентов в образовании [Электронный ресурс] : Аналитика Культурологии. – 2007. – № 2(8). – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/ index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=359.
    4. Мировая экономика и международные экономические отношения / Под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – 654 с.
    5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Трикста, 2008. – 495 с.
    6. Хаматнурова Е.Н. Принципы и основные компоненты системы формирования экономической компетентности у студентов технического вуза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cong.rgups.ru/teacher21centry/ index1111.php.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 16.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 19:47. Заголовок: Это актуально


Очень актуальная тема.
Экономическая культура - это как раз то, чего не хватает многим из нас, особенно в условиях нарастающего кризиса.
Я сам, как человек, занимающийся отбором персонала с этим сталкивался и не раз.
Автор лаконично, но при этом достаточно глубоко и ёмко раскрыла понятие экономической культуры, показала её значение для профессиональной готовности специалиста.
Считаю, что эту тему нужно обязательно продолжать в том же русле.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 37
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 31.10.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.10 23:51. Заголовок: admin пишет: Необхо..


admin пишет:

 цитата:
Необходимость формирования экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности позволили нам сделать вывод о том, что их формирование возможно лишь при создании комплекса педагогических условий, среди которых мы выделяем: информационную наполняемость содержания образования экономическим знанием; использование в образовательном процессе технологий модульного и проектного обучения; включение студентов в образовательную экономическую деятельность [3].


Как необходимость формирования ЭК вам позволила сделать такой вывод .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет